Если исходить из точки зрения, что первая пятёрка федерального списка "Единой России", возглавляемая министрами Шойгу и Лавровым, имеет символический характер, то нельзя не признать: государственная идеология сделала существенный шаг вперёд.
Раньше–то нашим идеалом был Александр III, совмещавший консервативную внутреннюю политику с развитием экономики и сочинивший милую сердцу каждого патриота цитату про двух союзников России — армию и флот. А нынче, выходит, у нас союзники — армия и дипломатия. Прогрессивненько.
Можно, конечно, возразить, что ничего не поменялось. Просто в Российской Федерации, в отличие от Российской империи, нет Морского министерства, а заводить его специально, чтобы взять морского министра на пару с Шойгу в список, бюрократически слишком сложно. Лавров же может буржуев по маме послать на их языке и в этом смысле стоит целого авианосца "Адмирал Кузнецов".
Более того, это не единственный фактор, свидетельствующий об эволюции нашего политического самосознания. С выборов Бориса Ельцина в 1996 году, если не раньше, непременным атрибутом любой избирательной кампании являлись культурно–массовые мероприятия и концерты, желательно с выступлениями самих кандидатов.
В какой–то степени это был урок, воспринятый нами от наших западных учителей, давно практиковавших подобные штуки. Но в то же время это была и единственная возможность сблизиться с народом, потому что после победы над силами зла силы добра разучились произносить яркие зажигательные речи, которые позволили бы им удержать внимание публики хотя бы на 3 минуты.
Следующим этапом эволюции стали уже массовые мероприятия с более–менее принудительным участием. На таблички с названиями районов в руках у координаторов, как солдаты на флаги своих полков на поле боя, ориентировались присланные по разнарядке на концерт бюджетники. Они подходили, отмечались и, приплясывая, слушали прекрасное пение Василия Герелло.
А потом концерты кончились. Конечно, это можно списать на ковид. Но на самом деле нет. Просто не время сейчас улыбаться: курс морковки выше курса евро, а на Украине развёртываются силы НАТО. В такой сложный для страны период предвыборные танцы выглядели бы цинично.
Партийные списки прошли примерно тот же эволюционный путь. И дело не только в артистах, которые сначала нанимались в них паровозами, а теперь вышли из моды. Но и, например, в разного рода бандитах и мирных бизнесменах, покупавших себе проходные места с целью обезопаситься или покуражиться.
Теперь первых почти не осталось, а вторые наличествуют в минимальном количестве: никакой безопасности парламентский мандат не даёт, куражу — тем более, решать же дела депутатский мандат не помогал и ранее. И вообще давно уже было подсчитано: разово покупать готовых депутатов гораздо выгоднее, чем вкладываться в избрание новых.
Впрочем, теперь и сами партии не очень могут продавать места в списках, потому что как бы они ни назывались, у них у всех один спонсор. И этот спонсор не для того дает партийцам деньги, чтобы они впадали в блуд и приторговывали мандатами на стороне.
В этот раз, как говорят, спонсор решил, что чем скучнее будут выборы и чем меньше людей на них придёт, тем лучше получится результат. Поэтому деньги не даёт никому: одним — чтобы не пиарились, другим — чтобы своим идиотским пиаром не злили электорат и не стимулировали протестное голосование.
А искать спонсоров самостоятельно и устраивать концерты на свои партии давно разучились.