Предельный градус: рынок алкомаркетов в Петербурге нащупал потолок

Автор фото: Сергей Ермохин

В Петербурге стало больше алкомаркетов и винотек. Впрочем, дальнейший рост этого сегмента маловероятен.

С января 2020 года число алкомаркетов выросло на треть. Между тем на рынке сформировались тренды, которые помешают распространению этого формата торговли.

Пятёрка титанов

По данным INFOLine, лидером по объёму выручки среди алкомаркетов в России является "Красное и Белое", на втором месте находится "Бристоль", бронза у компании "Винлаб". Четвёртую и пятую строчки занимают "Дилан" и "Ароматный мир".
На долю пяти крупнейших игроков приходится 68,9% оборота. Лидер "Красное и Белое" за прошлый год увеличил выручку на 26,4%, до 491 млрд рублей. Доля компании выросла до 48,9%.
Руководитель НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский говорит, что укрупнение алкогольного рынка продолжится.
"В ближайшие 5 лет возможна реформа розничного рынка алкогольной продукции, реализация которой (за исключением пива и пивных напитков) будет разрешена только в специализированных магазинах", — отмечает он.
По словам эксперта, ещё одна рыночная тенденция заключается в падении розничных продаж легального алкоголя. Например, в Петербурге по итогам первого полугодия 2021 года они сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4%, с 5204 тыс. до 5003 тыс. дкл. Отрицательная статистика розничных продаж естественным образом влияет на коммерческое развитие всех операторов алкогольного рынка, в том числе алкосетей.
Первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал в числе лидеров по продаже алкогольной продукции в Петербурге выделяет "Бристоль", "Винлаб", "Красное и Белое", SimpleWine, Vinissimo. Он подчеркнул, что город на Неве находится в тройке регионов по самому высокому объёму продаж крепкого алкоголя.
Черниговский добавляет, что региональная специализированная розница развивается уже не так активно, как раньше, основная доля открытий торговых точек приходится на федеральный ретейл. "Если говорить о локальных сетях, то их задача сейчас не развитие, а сохранение компании в том виде и масштабе, который был в 2019 году".

Попробовать и купить

Винотеки, по словам Черниговского, активно развиваются в столице и в Петербурге, они выживают на рынке за счёт новизны формата и нестандартности. Однако в общей структуре рынка винотеки занимают менее 1%.
"Винотеки позволяют гражданам получить совершенно новый вариант обслуживания, приобретать и знакомиться с интересным российским и зарубежным алкоголем, в том числе и с дорогостоящей продукцией, — уточняет Павел Сигал. — Такие покупки петербуржцы планируют заранее, поэтому на рынке есть несколько крупных игроков с десятком специализированных винных магазинов".
В INFOLine отмечают, что, как и в других сегментах потребительского рынка, происходит постепенное вымывание среднего потребительского класса, поэтому категории малообеспеченных покупателей и тех, кто предпочитает высокий ценовой сегмент, становятся более заметны.
Автор: Сергей Коньков

Универсальность

Ещё один тренд рынка — размывание формата алкомаркета. Многие сети уже позиционируют себя как магазины у дома, например "Красное и белое" и "Бристоль".
Управляющий партнёр консалтинговой компании Retail4You Сергей Лищук подчёркивает, что специализированные сети начинают работать по такому же принципу и добавляют высокомаржинальные товары в ассортимент. Эксперт считает, что в ближайшие годы алкомаркетов может не остаться вовсе.
"Все ретейлеры подстраивают свой ассортимент под запросы потребителей, и чисто алкогольных компаний становится меньше. Главная причина — прибыль, которую компании получают на дополнительных категориях. Оборот от продажи неалкогольных категорий товаров может составлять 20–50%, но маржинальность значительно выше, чем от продажи только алкоголя", — пояснил Сергей Лищук.
Аналитик ФГ "ФИНАМ" Алексей Коренев говорит, что если ранее федеральные компании присутствовали в крупных городах именно в виде достаточно больших магазинов, с большими торговыми площадями, огромным ассортиментом продукции, то сейчас всё большее распространение получают алкомаркеты формата "у дома". И карантинные ограничения, и удалённая работа способствуют этому. Ретейл оперативно реагирует на ситуацию, перестраивая формат торговли.

Ближе некуда

"Но потенциал роста алкомаркетов формата “у дома” в значительной степени уже исчерпан. Теоретически можно расширять сети и далее, но вопрос — насколько это будет экономически оправдано. Для потребителя что 100 м, что 200 — особой разницы нет. А для ретейлера открытие лишнего магазина — это не просто дополнительные траты, но и риски “внутреннего каннибализма”, когда свои же магазины станут отнимать выручку таких же, расположенных рядом. Иными словами, это не то направление, которое может масштабироваться постоянно. Тут есть определённые потенциальные пределы. И, думается, мы уже их практически достигли", — говорит Алексей Коренев.
При прогнозе развития рынка стоит учитывать и изменения, внесённые в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", которые повлияют на структуру оптовых и розничных продаж, а также импорт зарубежной продукции.
Алексей Коренев отмечает, что изменения ломают сложившийся рынок.
"Как и большинство наших законотворческих инициатив, помимо удивления российских виноделов, их зарубежных коллег и конечных потребителей подобные действия приведут в итоге к росту цен. Абсолютно любые административные барьеры усложняют работу бизнеса, приводят к росту себестоимости продукции, что в итоге перекладывается на плечи потребителя и ухудшает конкурентную среду", — подчёркивает Алексей Коренев.