В Ленобласти планируется использовать технологию пиролиза для переработки отходов. Она опробована на опытном заводе в Ропше, но широко пока не применяется.
Ленинградская область подвела итоги объявленного до пандемии конкурса на выбор технологий переработки мусора. Поскольку глава региона Александр Дрозденко ранее обещал к 2023 году отказаться от практики захоронения отходов, включая хвосты (то есть мусор, который сейчас не отправляется на вторичную переработку), с их внедрением надо ускориться. На прошедшем недавно Экологическом совете отдельно была выделена методика пиролиза (пирогазификации).
"Это недешёвая технология, которая пусть не сразу, но в перспективе развития системы утилизации отходов, которую мы в настоящий момент формируем, позволит соблюдать идеальный баланс интересов жителей, государства и вовлечённого в процесс бизнеса. Она позволяет полностью уйти от остаточных хвостов", — сказал губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.
Универсальный метод
В основе новой системы будет лежать раздельная сортировка отходов, которая активно внедряется на территории области как силами регионального оператора, так и силами частных компаний.
"Раздельный сбор, который стоит в приоритете, не позволяет отделить все фракции мусора. С этой задачей не смогут справиться и мусоросортировочные комплексы, — уточняет Юрий Шевчук, председатель Общественного экологического совета при губернаторе Ленобласти. — Пиролиз — универсальный метод уничтожения хвостов. Суть его состоит в выделении из биомассы полезных элементов в цехах термогазификации".
Во–первых, это водород, который легко получить из влажных отходов. Его можно продавать на сторону, считает Шевчук. Во–вторых, топливо по типу солярки, из которого можно вырабатывать тепло и электричество для обеспечения нужд непосредственно мусоросортировочных комплексов, снижая таким образом эксплуатационные расходы. Осадок можно будет превратить в искусственный щебень.
"Технология уже опробована в регионе — несколько лет назад в Ропше ООО “Топливная экологическая компания” запустило опытное производство. Теперь её необходимо масштабировать", — настаивает Юрий Шевчук.
ООО "Топливная экологическая компания", по данным ЕГРЮЛ, принадлежит в равных долях Лидии и Юрию Шубянкиным. По итогам 2020 года общество отчиталось о нулевой выручке и прибыли. В 2019 году выручка составляла 133 млн рублей, прибыль — 809 тыс. рублей.
Окупаемость производства с использованием технологии пиролиза составляет около 6 лет, говорит Юрий Шевчук. Строительство предприятия мощностью переработки около 300 тыс. тонн в год требует инвестиций в размере 1 млрд рублей. Санитарно–защитные зоны такого производства небольшие, никаких вредных веществ или запахов оно не выделяет.
Согласно областной территориальной схеме по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), их общий объём, образованный на территории Ленобласти, составляет 715 тыс. тонн в год. Петербургский мусор, который в значительной степени уходит в область, — порядка 2,5 млн тонн.
Наилучшая доступная
В проекте справочника по наилучшим доступным технологиям утилизации и обезвреживания отходов термическими способами, подготовленном Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в 2020 году, пиролиз описывается как процесс термического разложения отходов, содержащих органические вещества, при недостатке или отсутствии окислителя. В результате окислительного пиролиза образуется твёрдый углеродистый остаток (кокс).
В процессе сухого пиролиза образуются пиролизный газ с высокой теплотой сгорания, жидкие продукты и твёрдый углеродистый остаток. Количество и качество продуктов сухого пиролиза зависят от состава отходов и температуры процесса (от 450–550 °C до 900–1050 °C).
"Пиролиз — по сути разновидность термической утилизации мусора, на наших предприятиях она не применяется и в настоящее время в будущих комплексах не запланирована. Изначально в качестве исходных условий Ленобласть ставила задачу обойтись без сжигания мусора, это было существенное условие для нас как для регоператора, — комментирует Антон Бучнев, генеральный директор АО “Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области”. — Мы внимательно изучаем появляющиеся на рынке технологии, но не можем брать в работу практики, которые ещё глубоко не исследованы и не масштабированы.
В частности, реализованных проектов мусороперерабатывающих предприятий с использованием пиролиза нет ни в Европе, ни в Азии, ни в одном из регионов России. Также смущает отсутствие рекомендаций по данной технологии от Российского экологического оператора как федеральной структуры в сфере ТКО, на которые мы ориентируемся в том числе для получения финансирования".
Консервативные ГОСТы
По данным областного правительства, на экосовете также обсуждалась технология производства из отходов SRF–топлива. Потенциальными потребителями SRF считаются цементные и другие промышленные производства. Однако далеко не все они готовы к новациям и тратам на оборудование, необходимое для подачи SRF.
"На наш взгляд, применительно к пиролизу необходимо детально изучить вопросы по классу опасности остатков переработки и их объёмам. А самое главное — куда их потом девать?
Если продавать, как заявляется, то в отличие от SRF–топлива, которое может использоваться и, самое главное, уже используется в цементном производстве, с пиролизными остатками будет существенная проблема со сбытом. Гравий и щебень, в которые они будут преобразованы, в теории можно предложить дорожникам. Однако они в большинстве своём ориентированы на ГОСТы, консервативные материалы и технологии", — отмечает Антон Бучнев.