Редактор "ДП" проехал не одну сотню километров по Ленобласти на велосипеде и уверен — этот вид транспорта идеален для знакомства с местными достопримечательностями.
Многие исторические места, живописные озёра, пляжи, леса с грибами и ягодами находятся в стороне от автотрасс. Добираться до них приходится по грунтовым дорогам и лесным тропинкам, которые зачастую недоступны для автомобилей.
Куда только не приходилось забираться с велосипедом — непросто подъехать к доту Поппиуса, у которого была прорвана линия Маннергейма, рядом находится стрельбище, подходы к нему охраняют часовые. Но есть лесные тропы, ведущие в обход поста через болота.
В области много старых церквей, стоящих на старых погостах, в опустевших деревнях и даже среди полей. Некоторые из них уже превратились в руины, какие–то восстанавливают. Фотки таких мест украсят любой инстаграм.
Прежде чем заряжать телефон и выдвигаться из дома, стоит не только составить маршрут, но и заглянуть в "Википедию" — почитать про населённые пункты, которые встретятся на пути. Может выясниться, что даже хорошо знакомые места хранят для вас небольшие секреты.
Например, как–то, запланировав велотрип по Гатчинскому району, я узнал, что на окраине Куровиц есть старое кладбище с не менее старой часовней, а в Прибытково остались дачные постройки начала прошлого века. Поиск таких не слишком значительных, маленьких памятников природы или истории — отдельный квест.
Самое неприятное при движении на велосипеде — это пересечение автомобильных развязок, особенно с КАД. Поэтому лучше выезжать из города не на двухколесном ТС, а на четырёхколесном, а ещё лучше — на электричке. Ранним утром на ней можно уехать за 100–150 км от города и спланировать велотрип так, чтобы вечером успеть на последний поезд.
Но прежде чем замахиваться на большие расстояния, нужно покататься на средних и малых маршрутах. Понять, а нравится ли вообще такой вид отдыха. Если да, то маршруты со временем станут длиннее, а впечатления ярче.
Теперь о том, куда поехать.
Север
Самое простое — от Крестовского острова доехать до Сестрорецка (примерно 20 км) или Зеленогорска (чуть меньше 50). Если нет желания двигаться вместе с машинами, можно сместиться на тротуар. Тем более что он на всём протяжении от Ольгино до Лисьего Носа и от Сестрорецка до Зеленогорска в основном используется как велодорожка.
Из достопримечательностей здесь заказники "Северное побережье Невской Губы", "Сестрорецкое болото", озеро Разлив с сараем и шалашом Ленина, "Пенаты" Репина. Плюс этого маршрута — практически в любом месте можно сойти с дистанции: параллельно проходит железнодорожная ветка.
Брутальнее, конечно, за Зеленогорском. Отъехав на 40 км от него, можно увидеть исторический маяк Стирсудден, который находится в посёлке Озерки, а после побродить по песку на пустынном берегу Финского залива. Возвращаться отсюда можно через Приморск (это ещё 40 км) — заодно взглянув на красивейшую кирху, возведённую по проекту Йозефа Стенбека, Выборг (плюс 70 км) или Кирилловское (+50 км) — мимо знаков "Стой, стреляют" и фанерных вертолётов.
Великолепен вид на Выборгский залив с крайней точки полуострова Киперорт. Вокруг камни, вода, небо и изредка рыбаки. Попасть сюда можно из Выборга, до которого от крайней точки мыса 60 км, или Приморска (около 30 км).
На севере Ленобласти классно кататься между линиями Выборгского и Приозерского направлений. Например, от Сосново через Кирилловское и Первомайское до Рощино.
На маршруте можно поискать и найти следы ранее существовавшей здесь финской жизни. Или другой вариант — от того же Сосново через Мичуринское, Коробицыно до Кирилловского. Длина первого маршрута будет около 60 км, второго — 75.
Восток
Раз в год зимой накануне дня освобождения Ленинграда от блокады проводится велопробег. В последнее время он начинается у станции Петрокрепость, а заканчивается у памятника "Разорванное кольцо". Длина трассы чуть больше 20 км.
Летом эту дистанцию можно удвоить, стартовав от Невской Дубровки, а закончив у Осиновецкого маяка на Ладоге. Половина этого пути пройдёт по лесным дорогам вдоль Невы. Здесь много маленьких камерных мемориалов, посвящённых освобождению города от блокады. А ближе к посёлку им. Морозова с берега открываются красивейшие виды на крепость Орешек.
В числе мест, знакомиться с которыми лучше на велосипеде, мемориальная зона "Надежда" в Кировском районе Ленобласти. Здесь с 1941 по 1944 год шли тяжёлые бои по деблокированию Ленинграда. Останки солдат следопыты находят в этих местах до сих пор.
Вокруг много импровизированных памятников, указателей, надписей. Дороги есть, но они грунтовые, после дождя расползаются. Сюда можно приехать на весь день и, начав на станции Назия или Апраксин, закончить на них же. Расстояния будут приемлемые даже для начинающего путешественника — не более 30 км.
Можно отъехать дальше от города. Двигаться вдоль Волхова от станции Волховстрой вниз по течению до Новой Ладоги: туда — по правому берегу через Горчаковщину (здесь есть водопад), обратно — по левому через Старую Ладогу. Или отправиться вверх по течению Волхова до Киришей.
На этом маршруте, если по пути сделать небольшой крюк, можно увидеть красивейшую Введенскую церковь в деревне Хотово. Её сейчас пытаются восстанавливать. Есть здесь интересное и из более близкой к нам эпохи, например первенец ГОЭЛРО — Волховская ГЭС. Но это уже вполне серьёзные маршруты, приближающиеся к сотне километров.
Юг
Южная часть области лучше освоена, здесь больше автомобильных и железных дорог и больше вариантов для велопутешествий. От Вырицы можно поехать направо через Сиверскую, где увидеть живописные берега Оредежа и заброшенные малые ГЭС, Лампово — старинное богатое село, Рождествено, известное усадьбой Набокова и пещерами.
Причём от Сиверской к Рождествено ведёт полевая дорога, по ней в сухую погоду проедет и ребёнок. Дистанция составит всего 11 км. От Вырицы есть маршрут и налево, в Лисино–Корпус, где сохранился императорский охотничий дворец работы Николая Бенуа и восстановлена построенная по его проекту церковь, и далее до Тосно. Но тут дистанция посерьёзнее — около 40 км, и ехать придётся по шоссе.
Запад
В этой части региона идеальный маршрут вдоль южного берега Финского залива от Соснового Бора (станция Калище) мимо Шепелёвского маяка, форта Красная горка, где стоит настоящий бронепоезд, до Лебяжьего (около 35 км), а если хватит сил, то и до Ломоносова (почти 60 км). В этом случае гарантирован отличный вид с высоты на дамбу и Кронштадт.
Другой вариант — докрутить от Нового Петергофа до Копорья, по пути остановившись в Лопухинке, известной радоновыми озёрами. Обратно от Копорской крепости удобно доехать до Соснового Бора. Плюс этого пути в том, что почти всю дорогу придётся ехать под уклон — крайне ощутимое преимущество для велосипедиста. Но в сумме выйдет почти 90 км.
Ну а те, кто всё это уже видел, могут поступить радикальнее. Взять палатку и поехать на велосипеде вокруг Ладожского озера. Расстояние по шоссе — 800 км. Можно немного сократить, начав в Волхове, а закончив в Кузнечном. Тогда получится около 600 — за неделю вполне реально уложиться.
В заключение лайфхак: планируя маршрут, учитывайте направление ветра. При попутном скорость будет значительно выше, а поездка легче.