Повышенное внимание к вопросу защиты окружающей среды со стороны общества и курс на экологизацию экономики, которое задаёт государство, ставит перед бизнесом новые задачи. "Зелёная" повестка предполагает трансформацию ряда процессов в работе предприятия и появление новых профессионалов. Всё больше крупных компаний выделяет устойчивое развитие в отдельное направление.
Впрочем, организации, внедряющие решения в соответствии с целями устойчивого развития, получают и ряд "бонусов". Во-первых, экономия за счёт применения энергоэффективных решений: по данным исследователей, плата за коммунальные услуги снижается практически в 11 раз — тем более, как говорят специалисты, "умные" технологии дешевеют. Во-вторых, знание экологических привычек своей целевой аудитории и умение работать с подобной информацией помогают продвижению, повышению лояльности клиентов.
В итоге планомерная работа в данном направлении становится конкурентным преимуществом. Экологичность становится стратегически выгодной.
Конечно, многие аналитические агентства отмечают, что сегодня существует некоторое несоответствие между намерением людей вступить на путь "ответственного потребления" и реальными действиями. Но никто не отрицает наличие тренда и формирование новых привычек у покупателя.
"Зелёные" привычки
Международная исследовательская компания IPSOS приводит такие данные по итогам опроса потребителей с доходом выше среднего: 52% респондентов говорят о положительном отношении к повторному использованию отходов, 44% выбирают товары, которые прошли вторичную переработку, 33% даже не рассматривают приобретение продукта, если он в неперерабатываемой упаковке. Как известно, люкс-сегмент часто является трендсеттером — и направление задано. Потребитель всё больше ориентируется на экологичный продукт.
Другой момент — люди стали больше интересоваться и производителем, точнее, его уровнем ответственности или "осознанности", наличием программ по защите окружающей среды. Принципы и философия бренда сегодня также попадают в зону внимания потребителя. В декабре 2020 года NielsenIQ обнародовал такие сведения: 8 из 10 россиян считают, что в вопросах улучшения состояния экологии важен вклад каждого человека в отдельности. Отсюда и готовность сотрудников участвовать в соответствующих мероприятиях их компании: персонал желает быть причастным к "устойчивому потреблению".
Предприятия превращают офисы в "зелёные", предлагают просветительские проекты, участвуют в эко-мероприятиях, положительно влияют на развитие региона присутствия и т.д. — в итоге это приводит к тому, что персонал на личном уровне практикует экологически грамотное поведение не только на работе, но и в повседневной жизни.
Вечная жизнь коробки
По сведениям аналитиков, количество поисковых запросов на тему раздельного сбора мусора за 10 лет увеличилось более, чем в 6 раз, по вопросам правильной утилизации — в 2,7 раза. Здесь в фокус внимания потребителя попадают интернет-площадки — число покупок онлайн растёт, в социальных сетях много отзывов по поводу большого количества упаковки, которое привозят маркетплейсы. На экологию влияет число и качество транспорта, который доставляет посылки, а также потребление энергии логистическими центрами компаний. В США гигант электронной коммерции Amazon обещает к 2024 году добиться доли ветровой и солнечной энергии в своих операциях в 80%. В Польше маркетплейс Allegro пропагандирует более "зелёные" способы доставки и популяризирует экологичный транспорт.
Не для всех очевидно, что в интернет-торговле упаковка возникает не только на этапе доставки заказа, но прежде всего на складах, куда десятки тысяч поставщиков привозят свои товары. Поэтому с 2014 года маркетплейс Ozon реализует проект Ozon Recycle — он предполагает переработку упаковки, в которой товары приезжают на склады компании. Проект тестировали в логистическом центре в Твери, а теперь каждый открывающийся логоцентр сразу укомплектован необходимым оборудованием.
В 2020 году программа была масштабирована: запустили тест для упаковки, которая попадает к клиенту. Когда покупатель её вскрывает и оставляет в пунктах выдачи заказов, упаковка едет в сортировочный центр, где она прессуется, а уже после отправляется на переработку. Наибольшее количество пунктов вывоза, в которых доступна опция, базируется в Москве и области. Результат прошлого года — доля отходов, направленных на переработку, составила 68% или 6350 тонн упаковки.
Ещё один шаг — отказ от воздушно-пузырьковой плёнки в пользу крафтовой бумаги — поскольку первая не может получить "вторую жизнь". Этот переход на 100% невозможен — по крайней мере пока — так как стеклянная бутылка в любом случае должна приехать к покупателю невредимой, а если "плечо" её транспортировки составляет сотни километров, компания вынуждена искать баланс между экологичностью упаковки и обязанностью привезти заказ в целости и сохранности, но тренд налицо. И одно из главных решений в рамках проекта Ozon Recycle: собственный пример. Головной офис маркетплейса перешёл в "зелёный" режим, а для удобства сортировки установлены специальные контейнеры для раздельного сбора мусора.
Учитывая растущее количество заказов в интернет-магазинах, на маркетплейсы ложится большая нагрузка и ответственность. Однако, многое зависит и от потребителя. По статистике Ozon, в последние 2 года на сотни процентов вырос спрос на экологичные товары, в числе которых, например, многоразовые сумки-шопперы. Всё больше формируется потребительских привычек, направленных на бережное отношение к планете. Этому помогают и программы раздельного сбора мусора, и рост числа сервисов, которые оказывают услуги по вывозу бытовых отходов и их переработке.
Если же говорить о трендах "зелёной" направленности для компаний, то как раз переработка и утилизация отходов считается специалистами приоритетным вектором. Этому поспособствовали события прошлого года: маски и перчатки в большом количестве, заказ еды в одноразовой таре и пакетах. Параллельно в стране формируется устойчивая система обращения с твёрдыми коммунальными отходами, предполагающая снижение в два раза объёмов мусора, который отправляется на полигоны.