Реалии нынешнего времени сказались на многих аспектах жизни. В том числе на системе образования. Ещё несколько лет назад почти никто не ставил под сомнение тезис, что единственный вариант повысить свои профессиональные навыки — это пройти переподготовку или получить дополнительное образование в государственных учебных заведениях. Сегодня же ситуация изменилась.
Повлияли на это сразу несколько факторов. Без сомнения, один из основных — это пандемия коронавируса, точнее, вызванные ею ограничения. И если традиционное образование, как выяснилось, не было готово к переходу на дистанционную работу, то большинство коммерческих образовательных компаний прошли этот период почти без потерь.
Вторая причина — это развитие современных средств коммуникации. Возможность проходить обучение в дистанционном формате очень сильно изменила подход и обучающихся, и преподавателей. Это не только даёт возможность обучаться в комфортных условиях, не вставая из-за компьютера (что существенно экономит время), но и позволяет проходить программы студентам из других городов и даже стран.
И третья причина — это изменение отношения к квалификации сотрудников со стороны работодателей. Если раньше считалось, что наличие диплома является показателем того, что знания получены, то сейчас уже все понимают, что диплом не всегда означает, что эти знания усвоены надлежащим образом. Кроме того, традиционные вузы, которые работают по утверждённой программе на протяжении многих лет, не могут давать учащимся актуальную информацию. А так как сегодня на рынке появляется всё больше новых технологий, подобный подход порой приводит к существенному отставанию.
По оценкам специалистов, рынок онлайн-образования в России ежегодно растёт на 20% на протяжении последних 5 лет. Правда, последние полтора года рост был ещё более стремительным — причина в той же пандемии. И, по данным компании EdMarket Research, не менее 27% обучающихся своей целью ставили именно повышение профессиональной квалификации.
Не откликнуться на этот запрос со стороны потребителей, разумеется, не могли те, кто обучает. В первую очередь в выигрыше оказались компании, которые специализируются на дополнительном образовании по разным специальностям. Но достаточно быстро сориентировались и вузы — сегодня многие из них проводят обучение не только традиционными методами, но с использованием современных технологий. А кроме них, в разных сферах начали активно развивать свои образовательные программы некоторые предприятия и коммерческие компании.
Одна из этих сфер — строительство. Не будет преувеличением сказать, что в этой отрасли квалификация сотрудников очень важна, потому что от этого зависит, насколько надёжными и комфортными будут возведённые здания, насколько будут учтены все необходимые требования.
"Компания PERI, поставщик опалубки и строительных лесов, за последние 10 лет провела более 100 различных образовательных мероприятий, — рассказала "ДП" Ирина Фролова, руководитель недавно созданной PERI Академии. — И мы пришли к выводу, что накопленный опыт и понимание потребностей игроков рынка позволяют нам выйти на новый уровень — создать собственную Академию".
Для справки: PERI является международной компанией, которая занимается производством опалубки и строительных лесов. Головной офис располагается в городе Вайсенхорн (Германия), 64 дочерние компании действуют в разных концах света, в том числе в России. За время работы компанией накоплен большой опыт работы в сфере строительства, в том числе сложных инженерных сооружений.
В 2020 году сотрудники компании провели большое исследование потребностей клиентов, во время которого общались с сотрудниками разного уровня — начиная от собственников бизнеса и заканчивая монтажниками. "Мы пришли к выводу, что у каждой группы есть свои цели, задачи, потребности, ответственность и проблемы. Поэтому все наши курсы рассчитаны на разные аудитории, — говорит Ирина Фролова. — Каждая группа по одному и тому же курсу получает только ту информацию, которая необходима именно ей. И поэтому мы максимально кастомизировали обучение".
По словам спикера, при проектировании образовательных решений Академии её создатели в первую очередь как раз основывались на проведённой оценке потребностей рынка. В результате этого каждый образовательный курс Академии является решением конкретной актуальной проблемы отрасли. Большинство образовательных учреждений дают своим студентам типовые программы, в то время как потребности меняются постоянно. Но только специалисты, работающие в отрасли, могут дать реальные знания и навыки, необходимые для работы, поэтому в PERI Академии и преподают только реальные практики, признанные специалистами в вопросах строительства.
"Мы считаем, что во главе угла должны стоять именно знания, — добавляет Ирина Фролова. — И пройдя наши курсы, человек выйдет с конкретными навыками, а не только с удостоверением о прохождении курсов".
Такой подход сегодня действительно востребован на рынке. Как рассказывают профессиональные HR-специалисты из крупных компаний, при приёме на работу сегодня дипломы и корочки уже не имеют большого веса — в первую очередь интересует наличие у соискателя именно профессиональных навыков и знаний, что легко можно установить в самом начале диалога при привлечении специалиста к работе. Именно поэтому сейчас большинство крупных коммерческих образовательных компаний привлекают к своей деятельности практиков, а не теоретиков. Подобный подход практикуют лидеры сферы дополнительного образования — "Нетология", Skilbox, Geekbrains, EdMarket и другие.
Сказать, насколько изменится строительная отрасль, технологии и требования к сотрудникам в будущем, не сможет, пожалуй, никто. Но уже сейчас становится очевидно, что невозможно применять новые технологии, осваивать цифровые решения, наращивать сроки строительства, менять культуру без обучения специалистов.