Мелкие сельхозпроизводители и Гостиный двор решили открыть на Невском бутик со свежими продуктами. Целевая аудитория — жители Центрального района.
Авторы идеи признают, что локация для такого проекта довольно необычная и проект пока выглядит не слишком перспективным. С другой стороны, настоящие фермерские продукты стоят дорого, поэтому воспринимаются многими покупателями как премиум-товары.
Эксперты тоже сомневаются в том, что место для запуска подобного предприятия выбрано верно, но отмечают, что нескольким фермерским хозяйствам вместе продвигать свою продукцию намного проще, чем в одиночку.
Встаём на ноги
Президент Ассоциации фермеров Ленинградской области и Санкт–Петербурга Михаил Шконда рассказал "ДП", что бутик планируется открыть примерно во второй половине августа. Среди товаров там будут представлены мясо, птица, рыба (в том числе та, что вылавливается не на территории Ленобласти), сыр и другая молочная продукция.
"На данный момент предприятие невыгодно, потому что мы только запускаемся и встаём на ноги. Пока у нас убытки чистой воды", — поделился он.
При этом будущее представляется ему вполне оптимистичным. Проблем с привлечением покупателей авторы инициативы не ожидают. До этого, по словам Шконды, подобный проект открылся в Кудрово, и туда люди за товарами приезжали даже с других концов города, в том числе из центра.
При этом кудровский магазин не позиционировался как бутик, а представлял собой обычный продуктовый магазин, но с фермерскими товарами, цена на которые не была завышенной.
"Как выяснилось, даже такая стоимость не воспринимается как низкая. Кроме того, люди изначально позиционируют фермерские продукты как более элитные. Поэтому Гостиный двор здесь подходит идеально. Мы сейчас работаем над оформлением, чтобы это действительно выглядело как бутик. Хотя в нашем понимании по ценам это далеко не бутик. Творог по 400 рублей за килограмм, например, — это стандартная цена. Но раз восприятие фермерских товаров таково, то мы поступаем соответствующим образом. Ещё раз повторю: для нас не стоит задача делать заоблачные цены. Товары должны быть доступны покупателю и при этом не должны быть невыгодны фермерам", — объясняет собеседник издания.
Шконда подчёркивает, что основная аудитория бутика — далеко не туристы, а жители Невского проспекта и близлежащих улиц. Для туристов необходимо было бы создавать единую брендированную продукцию. "Покупатели — это посетители Гостиного двора, которые приехали купить, например, одежду и заодно решили приобрести свежие продукты", — рассуждает глава ассоциации.
В бутике будут представлены порядка 10 фермерских хозяйств. Каждое предприятие–участник будет иметь выбор: торговать своей продукцией самостоятельно или объединяться с товарищами. Продавать свою продукцию среди прочих будут рыбное хозяйство "АкваФерма", КФХ Болдырев, КФХ Руденко, КФХ Шконда, Сыроварня Попкова, КФХ Подкаминский, КФХ "Русь".
К проекту привлечён Россельхозбанк, чтобы в нём могли участвовать фермеры, аккредитованные в сервисе по доставке товаров АПК "Своё родное". Таким образом покупатели смогут предзаказывать продукты. В перспективе планируется организовать доставку товаров до дома в разные районы Петербурга, для этого фермеры хотят договориться с маркетплейсами. Однако заранее закладывается модель, при которой доставка будет оплачиваться отдельно, а не входить в стоимость заказа.
В администрации Большого гостиного двора не смогли оперативно предоставить комментарий "ДП" о своих ожиданиях от реализации проекта.
Локация не та
Это далеко не первый региональный проект кооперации фермеров для продвижения своей продукции. Правда, раньше их запускали не на Невском проспекте. С прошлого года фермеры Ленинградской области реализовывают свои продукты с помощью Долгоозёрного рынка, который выступает как пункт самовывоза заказов.
В пресс–службе рынка "ДП" рассказали, что есть фермерские хозяйства, у которых небольшой оборот и нет возможности встать на рынок, так как нужно как минимум обеспечить продавца. "Большого потока заказов на выдачу интернет–заказов не было. Потому что это мелкие фермерские хозяйства и малоизвестные фермеры и у них небольшая покупательская база", — рассказали на рынке о первых итогах работы.
Представители Долгоозёрного отмечают, что Гостиный двор плохо соотносится с продуктовыми магазинами, поэтому локация, возможно, подобрана неверно: "Там нет рядом большой жилой застройки. Возить фермерские продукты на метро неудобно, также в центре не самые удобные парковки. Нужно отметить, что люди любят покупать всё и сразу. Поэтому они посещают большие гипермаркеты".
При этом в компании отметили, что сейчас большое распространение получили магазины, которые утверждают, что предоставляют продукцию непосредственно от фермерских хозяйств, но при этом на самом деле закупаются на оптовых базах. Себестоимость и цена на прилавке при этом получаются значительно ниже, чем у настоящих фермеров. Но вместе с этим падает и качество. В результате у покупателей стирается грань между настоящим фермерским товаром и товаром, который лишь продают под эгидой фермеров, являясь обычным масс–маркетом.
В пресс–службе Долгоозёрного рынка также добавили, что в кооперации фермерам работать очень выгодно, поэтому то, что проект является совместным, — большой плюс. "Фермеров, которые стоят у нас на рынке, нам тоже проще продвигать как единое целое. Проект в Гостином дворе выглядит интересно, но, возможно, локация была выбрана не совсем верно", — резюмировали в компании.