У молодых дизайнеров сегодня практически нет возможности для роста, сетуют эксперты рынка. По их мнению, чтобы модная индустрия процветала, в ней должен быть заинтересован крупный бизнес, а его в свою очередь должно стимулировать государство. Но это происходит всё реже.
Ситуация, когда инвесторы ищут таланты среди начинающих модельеров, чтобы вложиться в них, для Петербурга фактически ушла в историю. А формат "Недели моды" предстаёт в искажённом свете: на мероприятиях присутствуют не байеры, а люди, которые просто желают заявить о себе. Фактически они при этом не составляют целевую аудиторию дизайнеров и ничего у них не покупают.
Причин, из–за которых индустрия находится в состоянии застоя, эксперты называют несколько. Основательница модельного агентства Finch Models и продакшен-компании Finch Production Ольга Чижик считает, что проблема в том, что индустрия находится "в старых руках" и не продвигается дальше. Поэтому предпринимательница проводит в Северной столице шоу Eurasia Fashion Night в рамках международной недели моды Eurasia Fashion Week. Чижик также считает, что проблема состоит в недостаточной освещённости проблем отрасли со стороны СМИ.
В очередной раз развитие рынка упирается в поддержку государства, а точнее в её отсутствие. Даже если деньги выделяются, то непосредственно до модельеров они порой не доходят. В сообществе дизайнеров вспоминают, что несколько лет назад Петербург получил денежный транш на развитие малых и средних предприятий, в том числе и в сфере моды. Однако единственным реальным результатом стало то, что в Гостином дворе было выделено пространство, где пару месяцев работали дизайнеры. Куда пошли остальные деньги — неизвестно.
Многие считают, что именно сейчас, когда часть границ остаётся закрытой, а импорта на рынке практически нет, перед начинающими модельерами Петербурга могли бы открыться широкие горизонты для развития.
С тем, что сегодняшний день может дать благодатную почву для появления новых талантов, согласна основатель агентства Lebedeva.Consulting Елена Лебедева. "Во–первых, бренды среднего сегмента вынуждены держать цены, теряя в качестве, и уже конкурировать с экономсегментом, что играет им не на пользу. Сейчас, думаю, будет происходить “падение” брендов масс–маркета, из–за тренда на разумное потребление в моду всё больше будет входить качественная одежда. Чётко сфокусированные на потребителя коллекции с характером — формула успеха для современного модельера", — подчёркивает она.
Ещё один тренд — экологичность, отмечает директор по развитию ключевых категорий Lamoda Ирина Максимова. "Мы видим это на примере раздела Lamoda Planet с экологичными товарами. За 2 месяца с момента запуска проекта россияне потратили на экологичные товары более 50 млн рублей. По данным нашего исследования, 54% активных пользователей при покупке принимают во внимание экологические свойства одежды и обуви", — рассказала она.
Несмотря на все сложности, встречаются и вполне счастливые истории. Начинающие дизайнеры делятся на две категории: те, кто пытается вывести на рынок качественный и эксклюзивный товар, и те, кто выходит на массового потребителя, чтобы быстрее окупить инвестиции. Ксения Абросимова, основатель бренда "618", решила пойти по первому пути, яркому и необычному. "Мой бренд запустился 3 года назад. За это время на рынке происходили разные изменения и подвижки: расширились возможности продвижения, продавать стало проще, люди стали смелее покупать в онлайн эксклюзивные вещи", — говорит она.
Однако в массовом сегменте ситуация на рынке весьма печальна: бутики и шоурумы закрываются, магазины тканей держатся из последних сил, а сами дизайнеры уходят в те профессии, которые позволят им обеспечивать себя здесь и сейчас. Ольга Чижик говорит, что молодые дизайнеры стараются переехать в другие страны: США, Италию, Францию или Великобританию. "Там здоровая конкуренция. Индустрия моды более развита, модельеры получают много возможностей и необходимых знаний", — рассказывает она.
Эксперт бьюти–рынка, дизайнер Марина Мирова убеждена, что престиж страны связан с индустрией моды — именно за счёт этого направления можно прославить государство быстрее, чем с помощью достижений в музыке или спорте.
"Так себя сделала Италия. Хороший опыт есть у Грузии, я считаю, что грузинские дизайнеры одни из лучших. В этой стране у них много налоговых льгот. Но это ещё не всё. В Батуми некоторое время назад открыли бесплатные пространства для дизайнеров, где они могут выставляться. Это пример поддержки для начинающих талантов: они получают важнейший опыт продаж, общения с клиентом. Да и с точки зрения туристической привлекательности это важно: туристы тратят у местных предпринимателей немалые суммы", — рассказывает она.
Главная сложность, с которой сталкиваются начинающие дизайнеры, — необходимость больших инвестиций. Ольга Чижик отмечает, что производство в Петербурге обходится очень дорого.
Елена Лебедева считает, что инвестиции в создание новой коллекции должны исчисляться миллионами рублей. Ещё несколько миллионов потребуется, чтобы открыть магазин. При этом период окупаемости таких проектов с каждым годом увеличивается.
"Ситуация с fashion–стартапами похожа на ситуацию со стартапами в IT: если на сотню проектов один–два “выстреливают” — это уже много", — резюмирует она.
Ирина Максимова отмечает, что большинство брендов сегодня продвигаются через маркетплейсы. Но уход в сеть не может быть спасением для всех. Опрошенные "ДП" эксперты единодушно выступают за сохранение баланса между онлайн и офлайн–продвижением в индустрии.