Появление "интернета поведения", точечные проблемы, практические рекомендации, прогнозы, вопросы информационной безопасности, отраслевые решения, облачные сервисы и поиск партнёров для реализации проекта, кейсы и обучение… Или всё, что вы хотели знать об организации цифрового рабочего пространства, но боялись спросить.
Именно так можно охарактеризовать одноимённый круглый стол "ДП", который позволил построить модель российского рынка Digital Workplace "в миниатюре", а заодно прояснил целый ряд вопросов на тему — в каком направлении движется диджитализация и какой из сценариев выбрать бизнесу для наращивания собственной эффективности.
Можно и быстрее
Дискуссия началась с вопроса о размеренных темпах роста данного сегмента IT-рынка. Генеральный директор компании "Диджитал Дизайн" Дмитрий Лившиц привёл ряд конкретных цифр: "С точки зрения глобального рынка Digital Workplace пока оценивается в $20 млрд. Почему всего? Я сегодня с утра посмотрел финансовые результаты только одной компании Apple за прошедший квартал, и речь шла о $80 млрд. В то же время аналитики консалтингового агентства Emergen Research прогнозируют достаточно скромный темп роста сегмента — 21% на протяжении ближайших 5 лет. Я думаю, что в реальности мы увидим цифры куда более значимые".
По мнению спикера, пандемия перевернула изначальное восприятие целей организации цифрового рабочего пространства: с задач по привлечению талантов, повышению удовлетворённости сотрудников и выстраиванию эффективных коммуникаций бизнес массово переориентировался на необходимость обеспечения бесперебойной работы за счёт удалённого формата. Однако и здесь появились свои плюсы: повышенный интерес к подобным решениям и вариативность. "Во многом работа из дома позволяет более эффективно реализовать существенно большее количество сценариев, о которых мы раньше и не подозревали", — пояснил свою позицию Дмитрий Лившиц.
Ещё один пример уверенного завоевания позиций рынком Digital Workplace привёл начальник отдела информационных технологий ООО "Газинформсервис" Сергей Коловангин: "Это даже больше не к рабочим местам пользователей или работников относится, а к взаимодействию с партнёрами, контрагентами или, например, перевод на полностью удалённый формат общих собраний акционеров в различных обществах. Очень многие компании в прошлом и этом году проводили такие собрания именно в онлайн-формате".
И, наконец, появились решения в сферах, с которыми инфраструктура виртуальных рабочих мест считалась просто несочетаемой. Так, заместитель директора автоматизации блока проектирования в ПИК-digital, руководитель проекта BIMTeam Всеволод Нечитайленко рассказал о том, что, когда компанией было принято решение перевести работу проектного подразделения в онлайн-формат, звучало много скептических замечаний с общим смыслом "у вас не получится, это не для проектирования". Реальный результат: до пандемии 1 тыс. людей в 170 городах России выполняли проектирование объектов "ПИК", одного из крупнейших девелоперов страны. Сегодня это уже тысячи сотрудников предприятия и норма для отрасли. Другой вопрос — что у многих компаний не хватает компетенций, но к этому вопросу мы ещё вернёмся.
Исполняющий обязанности директора Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр" (СПб ИАЦ) Денис Жидков также уверен, что темпы развития направления Digital Workplace достаточно серьёзны. Об этом говорит и довольно активная реализация облачных рабочих мест работников органов исполнительной власти.
Подтвердил интерес к облачным решениям тех отраслей, которые ранее — в силу консервативности или других причин — их не использовали, и руководитель макрорегиона Северо-Запад "Манго Телеком" Алексей Горбунов. Здесь для демонстрации меняющихся настроений бизнеса спикер назвал агентства недвижимости, банковскую сферу, сети автосалонов. Он также дополнил, что сейчас тема предубеждения по поводу перехода в облака изжила себя.
Получается, ситуация неоднозначная: предстоит разобраться, что до сих пор является камнем преткновения в вопросе развития рынка. Для многих компаний первоочередными значатся вопросы информационной безопасности и потенциальных рисков. Но здесь скорее важен ликбез. По словам экспертов, комплексы мер, обеспечивающих защиту данных, прекрасно известны отечественным специалистам и успешно применяются на практике.
Всё под контролем
Общий вывод по вопросу защиты предприятия от угроз подвёл Сергей Коловангин: "Надо всегда понимать, что безопасность — это комплекс организационно-технических мероприятий. Нельзя одним антивирусом или межсетевым экраном обойтись". Также эксперт напомнил о том, что не стоит забывать про документы, которые позволят доказать свою правоту в различных непредвиденных ситуациях. Это в том числе относится к контролю труда персонала в условиях удалённого режима.
Денис Жидков рассказал, что вариантов учёта рабочего времени, результативности сотрудника и проверки его вовлечённости в процессы множество: "Мы в каждом случае, к каждой группе разработчиков, аналитиков подходим со своей стороны, учитываем пожелания людей. Потому что, конечно, никому не хочется вмешательства в личную жизнь — и это понятно. С другой стороны, как раз на балансе интересов работодателя и работника появляются какие-то решения". Спикер также уверил, что задача решается максимально деликатно.
Всеволод Нечитайленко считает, что именно поэтому для Digital Workplace важно создавать унифицированное удобное рабочее место: инструменты, которые помогают сотруднику, и инструменты, которые анализируют его работу. При этом компания пошла по пути своеобразной самомотивации — человек получает все сводные данные по своим показателям в личном интерфейсе. "Сейчас мы работаем над тем, как вовремя смоделировать падение производительности или увидеть, что на каких-то задачах сотрудник неэффективен, потому что он не прошёл какое-то обучение или не умеет пользоваться тем инструментом, который мы специально сделали для оптимизации этой задачи", — поделился эксперт.
По словам Алексея Горбунова, важным запросом крупного бизнеса к построению инфраструктуры является возможность её организации по гибридному сценарию. Подобное решение актуально для предприятий с высокими требованиями к безопасности данных. Так, использовать профессиональные коммуникационные инструменты можно в том числе в рамках гибридной облачной модели. Компании могут потреблять соответствующие сервисы из публичного облака провайдера, но конфиденциальные данные будут размещаться на стороне заказчика — в его собственном защищённом контуре. При этом пользователи без ограничений оперируют такими инструментами, как статистика звонков, бизнес-аналитика, распознавание речи и другие. Звонки между сотрудниками могут не покидать корпоративную сеть заказчика, а звонки, проходящие через интернет, защищаются современными протоколами шифрования.
Денис Жидков ещё раз подчеркнул важность системного подхода: и в вопросе выбора каналов связи, и в части защиты информации, и в отношении хранения данных. В свою очередь, усовершенствование самой инфраструктуры делает выбор богаче. Сергей Коловангин привёл пример: "Есть требование ФСБ по использованию криптографии, и ряд сервисов принципиально не мог какое-то время быть переведён на удалённый формат работы. Но и для этих задач были найдены решения, появилось много интересных кейсов".
Дайте мне точку опоры
Дискуссия по вопросу перспективных решений для различных отраслей обозначила немало возможностей. При этом Дмитрий Лившиц заметил, что "Digital Workplace — это не только видеоконференцсвязь и доступ к информационным ресурсам из любой точки мира. Это кардинальное изменение сценариев работы самой организации, внутренней культуры компании и трансформация организационной структуры".
Алексей Горбунов рассказал o тех сервисах, которые, по его мнению, будут наиболее востребованы в ближайшие годы: "Это в первую очередь услуги, которые анализируют поведение сотрудников или потребителей. Мы начали с речевой аналитики. Эта услуга пользуется достаточно большой популярностью. Все мы уже давно говорили об интернете вещей — и сейчас появляется такая вещь, как интернет поведения. Когда в большой массив данных "собираются" эмоции, речь, тембр голоса — анализируются и на основании этого делаются какие-то выводы".
Денис Жидков согласился, что это одно из самых активно прорабатываемых рынком направлений: "Конечно, прежде всего задача любого органа государственной власти — не только получить жалобу от населения, но и дотянуться до населения с какой-то услугой, чтобы получить позитивный результат. И такой сервис с точки зрения анализа потребностей граждан, настроения его в соцсетях — это для нас необходимо, и мы над этим работаем. В том числе открытое API и возможность "дотронуться" до гражданина мягко с точки зрения того, на что он может рассчитывать, куда он может сходить, какие дополнительные сервисы может получить".
Спикер также поделился информацией о том, что в этом году началась работа по созданию цифрового профиля гражданина. В качестве основной цели Денис Жидков обозначил "предвосхищение потребностей граждан в тех или иных услугах". Дмитрий Лившиц уточнил, что комбинированные решения по цифровизации рабочих мест в данном случае строятся на стыке частного облака, которое вы организуете для органов государственной власти, и публичных облаков. И заметил, что здесь возможны проблемы, связанные с информационной безопасностью.
Сергей Коловангин дал подробные разъяснения, как не перейти тонкую грань и не нарушить конституционные права граждан в части приватности их данных. Также спикер внёс замечание: "Что касается профилирования поведения наших граждан, вне зависимости, хотим мы предложить им какие-то товары или услуги, государственные услуги или ещё что-то — это опять же до первых изменений в законодательстве. Если мы сравним наше законодательство по персональным данным, например, с европейским, там профилирование прямым текстом запрещено. И оно допускается только при наличии оснований либо при согласии гражданина. У нас пока это делается, я так понимаю, на энтузиазме. И пока разрешено, активно развивается. Поэтому я боюсь, что через некоторое время мы просто можем столкнуться с тем, что возникнут законодательные препятствия к применению результатов данной деятельности, и это нужно учитывать как риск". При этом пути решения даже при наличии ограничений Сергей Коловангин также вполне чётко обозначил.
Однако есть на рынке и проблема. Всеволод Нечитайленко поделился наблюдением: сегодня в России небогат список возможных "облачных партнёров", когда речь не про область коммуникаций. Хотя ещё 2 года назад самого выбора, когда требовалось выйти за рамки линейных задач, вообще не было. И дело оказалось не столько в компетенциях, сколько в желании оператора вникнуть в проблему заказчика, создать действительно кастомное решение. Для самой компании "ПИК" 2 года назад таким партнёром стала компания из Петербурга Selectel, которая закупила требуемое оборудование и помогла создать необходимые условия для работы проектного подразделения в удалённом формате. Так что прогресс рынка заметен, но учиться на своих ошибках в этих вопросах дорого. И времязатратно. Как метафорично описал существующую ситуацию спикер: "Притом что облака — это про то, что ты можешь забрать свою инфраструктуру с одного места и поставить её в другое, попробуйте переехать с Google на "Яндекс" — и вы поймёте всю глубину ада, который вас ожидает".
Поэтому компания "ПИК" определила как свою социальную миссию транслировать свой опыт с виртуальными рабочими местами в конкретной бизнес-задаче. "Мы готовы к тому, чтобы давать рынку те сервисы и те инструменты, которые мы используем у себя, — прокомментировал Всеволод Нечитайленко. — Потому что действительно стоимость in-house-разработки, особенно при растущей стоимости IT-специалистов, единственное правильное решение, чтобы конкурировать. Тем более — и отчасти это связано с повышенным вниманием со стороны государства к BIM-технологиям — растёт спрос на инструменты, на специалистов, на квалификацию. И многим компаниям сейчас надо будет учиться работать в этой парадигме".
Алексей Горбунов добавил, что вследствие перестройки бизнес-процессов компании, применяя облачные сервисы, находят дополнительные ресурсы — как временные, так и денежные, — более продуктивно используют человеческий ресурс.
Как заметил Дмитрий Лившиц, рынок Digital Workplace неизбежно будет развиваться. Однако вне зависимости от выбранных форматов работы для каждого предприятия, его руководителей и сотрудников, приоритетом должны оставаться коренные ценности.
“
Пандемия спровоцировала массовый и непродуманный перевод сотрудников на удалёнку и повлекла обширную утечку данных. В 2020 году количество утечек персональных данных выросло на 30%, по данным DeviceLock. После этого компании всерьёз задумались о безопасности. Логичным решением стал уход в "частные" или "гибридные" облака, построенные на базе локально размещённых серверов с установленным на них специальным ПО, так называемыми виртуальными рабочими местами (VDI). Они дают необходимый уровень безопасности, мобильности и управления. Спрос на них сейчас достаточный, и в ближайшем будущем оттока клиентов не предвидится. Скорее наоборот. Если смотреть на крупные компании, тот же Amazon, Google, Unilever, в их перспективах — официальный гибридный график и перевод части специалистов на постоянный удалённый формат. Думаю, другие компании также подхватят этот тренд, пусть и частично. Так как перевод на удалёнку хорошо показал себя. Сотрудники чувствуют себя комфортно, работать стали дольше в среднем на 4 часа в неделю, согласно исследованию Microsoft.
Евгений Деревянко
руководитель отдела корпоративных продаж Resonance Space (NBCom Group)