Торговые центры Петербурга и их арендаторы готовятся бороться за трафик после снятия ограничений. Привыкших к онлайн-шопингу покупателей надо будет заманивать новыми концепциями, считают участники рынка.
Представители операторов коммерческой недвижимости, общепита и сферы детских развлечений приняли участие в круглом столе "Делового Петербурга" "Секрет восстановления трафика ТЦ в новой реальности". Нынешняя ситуация с коронавирусными ограничениями остаётся тяжёлой, рассказали эксперты. В Петербурге по-прежнему запрещена работа детских комнат в торговых центрах. Фудкорты функционируют в ограниченном режиме.
"Мы ощутили 10% потери трафика и товарооборота у арендаторов", — сообщил основатель ГК "Колвэй" Дмитрий Павлов. "От того, что сейчас закрыты фудкотры, мы теряем где-то около 15% от нашего оборота. Если в целом по отрасли взять, то это от 10% до 30%", — отметила генеральный директор ТК "Невский Центр" Дарья Ветрова. "Порядка 70 млн прямых потерь по товарообороту. 400 человек сотрудников нашей компании, это примерно 25%, находились без постоянного места работы, были вынуждены постоянно перемещаться между ресторанами компании, увеличивая время на дорогу", — обрисовал ситуацию в своей компании генеральный директор сети ресторанов "Теремок" Виталий Свидовский.
"За последние 15 месяцев, чтобы понимать масштаб проблемы, детские развлечения находятся в виде закрытия 9 месяцев, — рассказал генеральный директор сети развлекательных центров "Планета Игр" Дмитрий Намятов. — Допускается работа небольших частей. Если у тебя есть ресторанная часть, она может работать. Но понятно, что идти в ресторан, когда ты не можешь ребёнка отвести там же на площадку — это странно. Он, естественно, захочет туда пойти".
Торговый центр "Кубатура" открылся уже после локдауна, в сентябре 2020 года, но и на него повлиял кризис, сообщила арт-директор Центра мебели и интерьера "Кубатура" Марианна Кондратьева. "Нас затронуло тем, что мы перенесли открытие практически на год. И арендаторы, уже оплатив свою площадь, сидели и не работали. И мы не работали тоже", — сказала она. Кроме того, по её словам, на ситуацию влияет общая экономическая ситуация в стране. "В связи со льготной ипотекой люди приобрели квартиры. Сейчас им нужно делать ремонты. У нас большой пул арендаторов, и ко всем пошли покупатели. Только одно плохо — многие люди, которые купили квартиру и должны выплачивать теперь ипотеку, потеряли работу и покупать им теперь особо не на что", — рассказала Марианна Кондратьева.
"Мы отмечаем рост обращений от предпринимателей, в большей степени связанный с введёнными ограничениями, на 30% по сравнению с другими годами, — сообщил руководитель Аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Константин Тимохин. — И в значительной мере они как раз касаются тех субъектов предпринимательства, которые осуществляют свою деятельность в торговых центрах. Это и фудкорты и "островки".
Налоги вместо помощи
Большая часть торговых центров в Петербурге не получили никакой помощи от государства. Во втором квартале 2020 года город предоставил компаниям 50-процентную скидку по налогу на имущество, но она коснулась лишь тех, кто работает по профильному ОКВЭДу. "По примерным подсчётам, меры поддержки из-за этого фильтра получили в районе 25% предпринимателей", — сказал Константин Тимохин. "В некоторых регионах впоследствии, под воздействием в том числе института уполномоченных, начали отступать от этого правила и на региональном уровне предоставлять меры поддержки всем, в зависимости от реальной ситуации", — добавил он.
Одновременно с 2021 года торговым центрам увеличили налог на имущество. "Таким образом мы оказались в ситуации, когда мы не только не получаем ничего, но и обязаны платить больше с этого года, несмотря на то, что действуют ограничения", — возмутилась Дарья Ветрова.
Крупные сети общепита не получили поддержки из-за того, что не являются субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП). "Например, такие сети как "Теремок", "Буше" — это компании, которые платят обычную ставку НДС — остались без помощи. Большинство инициатив правительства были в поддержку МСП, но несмотря на это были и эффективные меры поддержки федеральными органами власти, такие как субсидированные кредиты или отсрочки по оплате аренды и налогов", — отметил Виталий Свидовский.
Впрочем, многим компаниям государство всё же помогло. "Мы, слава богу, по ОКВЭДу попали под меры поддержки, — сказал Дмитрий Намятов. — Мы получали и субсидии на уровне федерального МРОТа, и кредит невозвратный получилось оформить... Единственное, эта поддержка уменьшается. Сейчас остались возможность только брать кредиты по сниженной ставке и на них пытаться удержать персонал".
Многие полагают, что рассчитывать на поддержку бизнес должен внутри предпринимательского сообщества. "Мне кажется, что предприниматель к предпринимателю пойдёт навстречу, — сказала Марианна Кондратьева. — Скорее всего, торговые центры будут снижать арендные ставки для арендаторов".
"Ограничения, конечно, нас сподвигли к тому, что мы стали искать максимально компромиссные решения с нашими арендаторами и предоставлять им скидки, которые помогли бы им выжить. Благодаря этому мы смогли сохранить наших арендаторов и арендаторы смогли сохранить свой бизнес", — подтвердила Дарья Ветрова.
Конкуренция с интернетом
Торговые центры и их арендаторы надеются на скорое снятие ограничений и готовятся к тому, что им придётся побороться за возвращение покупателей. "Уже наметилась тенденция, что торговые комплексы — это развлекательная функция, это фудкорты, фудхоллы, и это место, куда люди приходят провести досуг, — считает Дмитрий Павлов. — Потому что сейчас дефицита с товарами нет, и за локдаун очень сильно вырос сегмент онлайн-продаж. Если человек покупает определённый бренд, он знает свой размер, он знает свои предпочтения, ему стало удобно заказывать это в онлайн-магазинах. И локдаун очень развил этот бизнес. И это, скорее всего, будет ощущаться на торговых комплексах. Торговые комплексы в хороших локациях, в центре города, будут нести функции места, куда житель приходит провести время".
"Мы не рассматриваем то, что много покупателей уйдут в онлайн, — поспорила Дарья Ветрова. — Всё равно будут покупатели, посетители, которые хотят приходить, хотят совершать покупки лично, хотят приходить в красивые торговые центры, в красивые магазины. И как раз это время мы использовали для того, чтобы двигаться в этом направлении. Мы реновировали часть наших общих зон для того, чтобы у нас было красиво, чисто, безопасно. И в этом направлении мы будем двигаться дальше. В полной мере мы сможем ощутить эти изменения, конечно, только после того, как торговые центры заработают полностью".
Ещё до пандемии наметилась тенденция, согласно которой покупатели приходили в торговый центр не только за покупками, но и провести время, отметил Виталий Свидовский. "Общественные пространства в рамках торговых центров должны набирать свои обороты", — считает он. А ресторанные бренды, по его словам, будут создавать там более концептуальные проекты. "Сильные бренды будут идти по пути авторских проектов, в которых они могут реализовать свою концепцию", — пояснил глава "Теремка".
"Торговые комплексы стремятся и мы стремимся делать комфортную среду пребывания для семей, для того, чтобы детям было интересно, безопасно, чтобы родители могли отдыхать, проводить свой досуг с комфортом. Мы в этом направлении работаем и параллельно развиваем какие-то новые вещи, как сделать отдых и активным, и интересным, и полезным", — добавил Дмитрий Намятов.
Видеозапись круглого стола доступна по ссылке.
Основатель ГК "Колвэй" Дмитрий Павлов:
“
"Хотите привлечь больше посетителей — позаботьтесь об их досуге и развлечениях. С каждым годом крепнет тенденция, что торговые комплексы — это не только торговля, но и развлекательная и досуговая функция, это не только фудкорты, рестораны и кинотеатры, это танцевальные студии, языковые или художественные школы, куда вы приходите сами и приводите детей после рабочего дня или на выходных. Если в вашем торговом комплексе не представлена такая функция, там наверняка вы увидите снижение посещаемости, да ещё и влияние локдауна, когда многие люди переместились в сектор онлайн покупок. Популярностью будут пользоваться ТРК с хорошим подбором арендаторов и с хорошо организованными общественными пространствами, а если в таком торговом комплексе развит развлекательно-досуговый сегмент — то это сильно повышает его посещаемость".