Адмиралтейские верфи не смогли взыскать в арбитраже почти 20 млн рублей с компании "Новит Про", которая разрабатывала трёхмерную модель подлодки "Лада". При исполнении этого госзаказа, по версии следствия, было похищено 368 млн рублей.
Заказ на изготовление 3D–модели подводной лодки проекта 677 "Новит Про" получила в 2016 году. Ориентировочная стоимость работ составила 766,9 млн рублей, эта же цена являлась и предельной.
При этом по таким контрактам перевод ориентировочной цены в фиксированную происходит через заключение дополнительного соглашения, к которому прикладываются расчёты по затратам и заключение военного представительства Минобороны.
"Использование ориентировочной цены довольно распространено как в сфере государственных закупок (в том числе для нужд военно–промышленного комплекса), так и в коммерческих проектах, — отмечает Андрей Шубин, старший юрист Eversheds Sutherland. — Данный механизм способствует адекватному ценообразованию, если проект занимает продолжительное время, является особо сложным в реализации или предполагает множество этапов".
В октябре 2019 года военное представительство дало своё заключение на основании расчётов, представленных исполнителем. С учётом НДС фиксированная цена третьего этапа составила 75,1 млн рублей.
Однако Адмиралтейские верфи выплатили в качестве аванса 92,7 млн рублей. Разницу между этими цифрами (17,6 млн рублей) корабелы и пытались взыскать в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти. Для разрешения спорного вопроса суд назначил финансово–экономическую экспертизу.
"Подобные споры часто сопровождаются противоречащими друг другу доказательствами. Например, заказчик и подрядчик получили заключения специалистов, которые по–разному оценивают фактическую стоимость работ. В этом случае суд практически всегда назначает экспертизу", — говорит Анастасия Хантимирова, юрист адвокатского бюро Asterisk.
С учётом заключения эксперта стоимость спорных работ составила не менее 102,6 млн рублей, что превышает аванс за третий этап. Следовательно, неосновательное обогащение ответчика отсутствует. Поэтому арбитраж отказал корабелам. Адмиралтейские верфи заявили "ДП", что рассматривают вопрос об обжаловании решения.
Впрочем, только арбитражными спорами ситуация с проектом 3D–модели подлодки не ограничилась. В 2018 году было возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК (мошенничество).
По версии следствия, на этом проекте было похищено 368 млн рублей. Правоохранители считают причастными к преступлению гендиректора "Новит Про" Андрея Петрова, финдиректора этой компании Валерия Пшеничного, начальника инженерного центра Адмиралтейских верфей Глеба Емельченкова и сына Валерия Пшеничного — Дениса.
Петров был приговорён к 3 годам колонии и оштрафован на 500 тыс. рублей. Дело Емельченкова и Пшеничного ещё рассматривается Кировским райсудом города. А Денис Пшеничный, как ранее сообщал РБК, находится в розыске.
Расследование не обошлось без скандала. Валерий Пшеничный, арестованный в начале 2018 года, был обнаружен мёртвым в камере.
Следствие возбудило уголовное дело по ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства), хотя родные Пшеничного настаивали на том, что он был убит.