Пандемия изменила характер поведения клиентов, а перевозчики и агрегаторы увеличили ценник.
Если хлеб — всему голова, то такси уже давно всему "ноги", и не только по делам, но и за хлебом. Хоть и не всегда в выбранную точку. Наука ориентирования на местности пока остаётся для водителей областью неизведанной, а для искусственного интеллекта навигаторов — вопросом порой неразрешимым. По данным Транспортного информационно-аналитического портала, на начало июля 2021-го в Петербурге выдано 24776 разрешений на 1393 ИП и 452 юрлица. Такси с официальным статусом составляет около 2% от всех зарегистрированных в городе авто.
Впрочем, погода важнее социальной дистанции — в дождь и жару востребованность такси возрастает. В "Таксовичкоф" отмечают сдвиг в структуре потребления из-за пандемии: "Многие перевели сотрудников полностью либо частично на удалённую работу. В результате нет резких колебаний спроса в вечернее время. Однако в утренние часы востребованность услуг такси остаётся на пиковых значениях". В пресс-службе "068" говорят о смещении сезонности спроса: "Когда город осторожно начал возвращаться к нормальной жизни — вернулась потребность в такси. В месяцы с традиционно низким спросом мы получили высокую генерацию заказов и наоборот".
Зимой мощные снегопады дали карт-бланш для повышения тарифов. Тогда в дело вмешалась ФАС, но развела в итоге руками. В исследовании Bank of America, проведённого в Москве, Петербурге и других крупных городах в 2020-м, отмечается, что у крупнейших игроков — "Яндекс.Такси" и "Ситимобил" — цены за год в среднем выросли на 31% и 39% соответственно.
"Стоимость поездок в Петербурге и других городах формируется с помощью алгоритмов динамического ценообразования и учитывает множество факторов: загруженность дорог, прогнозируемую продолжительность поездки, количество машин на линии. Каждый из них может повлиять на изменение стоимости поездки", — говорят в пресс-службе "Ситимобил".
Динамику цен в "Таксовичкоф" объясняют также числом "свободных рулей": "В связи с погодой и превращением Петербурга в курортную столицу спрос вырос очень сильно. В нашем случае в моменте прирост достигал 40-45% на фоне снижения числа водителей на линии", — отмечает директор по маркетинг "Таксовичкоф" Антон Елдышев. В такси "068" рассказывают, что их снижение кадров не коснулось: "У нас нет квот на приём трудовых мигрантов, мы не обходим такую норму привлекая хантеров на аутсорсе. Соответственно, нас не коснулся кризис трудовых ресурсов, связанный с оттоком трудовых мигрантов, часто работающих под марками крупных агрегаторов".
По статистике hh.ru, с начала года работодатели разместили в Петербурге более 600 вакансий для водителей такси — 76% от объема прошлого года.