Агитация накануне сентябрьских выборов в ЗакС и Думу начинается не в самой благоприятной обстановке: коронавирусные ограничения мешают распространять листовки по почтовым ящикам и ободрять электорат бесплатными концертами. Сложно представить, что чуть более 100 лет назад, в 1917 году, на улицы Петрограда выходили сотни тысяч людей, а на заводах и фабриках не прекращались стачки и митинги. И даже всего лишь 30 лет назад Дворцовая площадь целиком наполнялась горожанами, размахивавшими ставшими теперь официозными, а тогда ещё очень свежими триколорами и требовавшими демократических свобод.
С тех пор политтехнологии здорово шагнули вперёд, но любовь граждан как к методам агитации, так и к политической активности заметно поубавилась. Социологические исследования, проводившиеся с начала нулевых, с каждым годом отмечают угасающий интерес населения к выборам и всем их составляющим. В том числе — агитации.
Тогда возникает вопрос: чего ради тратить огромные бюджеты, печатая плакаты и листовки с незатейливыми лозунгами? Судя по тому, как партийцы спустя рукава относятся к делу изготовления своей агитации, они тоже не испытывают особого энтузиазма, а вместе с партийными бюджетами тает взаимопонимание между избирателями и избираемыми. Кандидаты бросают последние силы на ведение кампаний. Денег отчаянно не хватает всем, и каждый с этим справляется в меру своих творческих возможностей.
Например, экономные единороссы предусмотрительно разместили билборды со своими портретами задолго до начала предвыборной кампании. С них они благодарят избирателей за оказанное им на праймериз доверие, чем, наверное, немало удивляют последних. Таким образом было решено сразу две задачи: не нужно проводить агитационные материалы через избирательный счёт, а у горожан будет больше времени, чтобы рассмотреть прилежные физиономии победителей праймериз.
Другим кандидатам повезло меньше. Двумя неделями ранее непарламентская партия "Родина", которая отчаянно рвётся в ЗакС, собралась на экстренную пресс–конференцию, чтобы рассказать, что их плакаты не хотят развешивать по городу. Более того, партийцы опасаются, что может существовать негласный запрет на размещение вообще всей их наружной агитации.
Примечательно, что вторым номером партии "Родина" в ЗакС идёт социолог Максим Шугалей, 2 года проведший в ливийском плену, которого связывают с известным предпринимателем Евгением Пригожиным. О скитаниях социолога было снято два остросюжетных боевика и даже анонсирована третья часть.
После того как комитет по печати не отреагировал на заявления "родинцев", а ситуация с плакатами особо не изменилась, на улицах города стали появляться афиши продолжения блокбастера про отважного социолога и кандидата в ЗакС. Формально постер не является агитацией и всего лишь сообщает преданным поклонникам о новой части художественного фильма. Но символизм афиши зашкаливает: повёрнутый спиной к зрителям герой фильма смотрит на утопающий в багровых лучах заката Смольный собор. Над этой инфернальной картиной красуется надпись "Любовь к Родине сильнее смерти" и большой слоган "Возвращение".
Если изучать этот агитматериал не с эстетической, а с политологической точки зрения, то в нём можно увидеть глубокий смысл: Смольному дают понять, что хотят вернуться. Поскольку, как считается, отношения городских властей с Евгением Пригожиным нынче далеко не так хороши, как прежде.
Так что даже в устаревший жанр предвыборной агитации можно вдохнуть новую жизнь и наполнить его понятным для избирателя содержанием.