Столицу Литвы потряс массовый погром, который окончательно обозначил классовый раскол общества.
Вакцину выбрасывают
В Литве очень хороший уровень вакцинации. Одну или две дозы получило уже свыше 50% этой небольшой трёхмиллионной прибалтийской страны. Ещё не менее 20% точно переболели, если не больше. Далеко не все декларировали коронавирус за эти полтора года пандемии. Ещё значительная часть переболела бессимптомно. Так или иначе, совершенно точно не менее 70% жителей республики сегодня имеют стойкий иммунитет. И, казалось бы, вот она свобода, однако пришёл злополучный дельта-штамм. И пусть, как утверждают эпидемиологи, вакцина его распознаёт и в итоге справляется, однако переносят его как невакцинированные, так и привитые.
А как только страна попала в жёлтую, а в эти дни и в красную зону на карте ЕС (хуже только чёрная, но и до неё не очень далеко), прирост заболевших с нескольких десятков подскочил до 500 и выше, литовское правительство постановило: новому карантину быть. Правда, на этот раз он будет исключительно для непривитых. Новые ограничения введут уже с середины сентября. Всем остальным дали месяц на вакцинацию.
Литовские хранилища сегодня ломятся от вакцин. Причём сразу от всех одобренных в ЕС производителей: Pfizer, Moderna, Astra Zeneca, Johnson & Johnson. Есть всё. Привиться можно даже без предварительной регистрации. По улицам ездят "вакцобусы" — обычные городские автобусы, переоборудованные под передвижные пункты вакцинации. В СМИ сплошь реклама пользы от вакцинации, в небе над столицей летает самолёт с гигантской растяжкой, которую хорошо видно с земли. "А ты уже вакцинировался?", — спрашивает с растяжки столичное самоуправление, которое и заказало такую рекламу.
И несмотря на всё это, тысяч доз вакцины приходится утилизировать. У неё истекает срок годности. Какую-то успевают подарить Грузии, Украине или Молдавии. Даже в Тайвань отправили, чем рассердили Китай. Но даже щедрые подарки не спасают от выбрасывания препаратов.
Карантин для антипрививочников
При, казалось бы, отличной кампании по вакцинации, в Литве традиционно сильное движение антиваксеров. Сегодня, кажется, власти уже уткнулись в потолок. Кто хотел давно привился, кто не хотел — того не уговорить никакими самолётами с растяжками. Тысячи аватаров в соцсетях закрылись рамками "Моё тело — мой выбор", в публичном пространстве ожесточённые дискуссии, в которых хватает не только конспирологии про жидкие чипы и 5G, но и вполне логичных рассуждений про недоказанность отсутствия последствий после вакцинации, новой и нигде до этого неиспользованной РНК-технологии (Pfizer и Moderna), тромбах, миокардите и тому подобному.
Но власти решили иначе. Возможно, не последнюю роль в этом сыграли и забитые вакциной склады. В Литве ввели так называемый "Паспорт возможностей". Это такой электронный документ с QR-кодом. Получить его могут те, кто вакцинирован, кто официально переболел, обладатели отрицательного ПЦР-теста (но только на 48 часов после получения негативного ответа). Все остальные, а это, повторимся, порядка трети населения, этот документ получить не могут.
И, решили в правительстве, их необходимо поразить в правах, тем самым заставив всё же вакцинироваться. Придумали действительно жёстко: у кого нет QR-кода, того не пустят даже в поликлинику, не то, что в больницу, если такой человек заболел коронавирусом, то лечение за свой счёт, а это, посчитали в местной больничной кассе, в среднем около 4 тыс. евро. А если понадобится кислородная терапия или потребуется интубировать и подключать к ИВЛ — счёт могут выставить и в 140 тыс. евро. Именно во столько обошёлся самый дорогой пациент в прошлом году, который несколько месяцев пролежал в искусственной коме, подключённый к разным аппаратам.
Потом было множество предложений: лишать пациентов с коронавирусом, но без прививки, больничных пособий, запретить пользоваться общественным транспортом, вообще чуть ли не посадить дома. Эдакий домашний арест. Именно такой подход стал катализатором для разрешённой не такой и большой акции протеста в центре Вильнюса 10 августа. Разрешили собраться одной тысячи человек. Пар выпустить.
Взрыв или провокация?
Как выпускали пар, скорее всего, напоминать не надо. Эти кадры обошли в том числе и российские СМИ с федеральными телеканалами. Коротко напомним, если кто пропустил, и обобщим: пришло не меньше 10-15 тыс. человек (для трёхмиллионной Литвы это немыслимое количество), порядка тысячи остались после завершения митинга, окружили парламент и требовали ответа народных избранников. Когда самые агрессивные заблокировали выезд из служебного гаража, а депутаты стали заложниками, запертыми со всех сторон в здании, в ход пошли отряды полицейского антитеррористического спецназа, которые щедро поливали бунтарей слезоточивым газом. В ответ пошли камни, выломанный тротуар и поребрики. Толпу разгоняли до двух часов ночи на среду. В результате 15 полицейских пострадали, трёх пришлось госпитализировать, один из них с контузией после взрыва самодельного взрывпакета. Задержали 26 человек. Среди митингующих также у множества пробиты головы, переломы и иные травмы.
В районе, где происходили столкновения, покорёжены машины, выбиты стёкла, больше всего досталось автопарку полиции, которого закидали сотнями булыжников. Ночью на подмогу приехали броневики, но не потребовались.
На утро власти выдвинули свою конспирологическую теорию: одновременно с беспорядками в центре Вильнюса начался бунт в лагере для нелегальных мигрантов в Руднинкай, это совсем рядом с литовской столицей. Нелегальная миграция — это ещё одна головная боль для Литвы этого лета. Они приходят со стороны Белоруссии, у которой с Литвой острый конфликт и полный разрыв дипломатических отношений. Литва не признаёт президентом Александра Лукашенко, а в Минск "по совпадению" полетели прямые рейсы из Ирака и других ближневосточных и даже африканских стран. В итоге за лето в страну попало свыше 4 тыс. нелегалов, которых отловили и поместили в лагеря. Вот в одном из них одновременно с событиями на улицах Вильнюса начался свой бунт. Полиция, особенно спецназ, просто не знала, куда ехать — утихомирить нелегальных мигрантов, или своих разбушевавшихся сограждан. В итоге успели всех, но со скрипом и последствиями.
Это не может быть совпадением, заявили литовские власти, и без всяких других аргументов назвали череду этих событий не социальным взрывом, а "гибридной атакой" вражеских сил. Едва ли не спецоперацией Белоруссии, за которой "наверняка стоит Россия".
Ну а самое интересное обвинение озвучили в минувший четверг, 12 августа. Оказалось (так заявляют литовские власти), в тот же "чёрный вторник" на МИД Литвы была совершена мощная, но главное успешная для злодеев, кибератака и похищены важные секретные документы. Теперь чиновники намекают, что беспорядки могли стать фоном и прикрытием для такой важной акции. Ещё заявить не успели, но не сложно догадаться, на кого возложат ответственность за кибератаку. Ну а в пятницу заявили, что документы украли ещё в конце прошлого года, а во время беспорядков совершили новую, но неудачную попытку. В общем, всё совсем запуталось.
Протесты не прекратятся
Попытки найти властями пятую колонну и внешнего кукловода только разозлило недовольную часть населения страны. Уже 10 сентября в Вильнюсе должна пройти новая акция протеста. Организаторы утверждают, что не собираются отступать и проведут мероприятие даже если им это запретят. Кроме того, как раз через три дня вступят в силу принятые ограничения. Даже студентам запрещено посещать лекции без "Паспорта возможностей".
Сами ограничения власти утвердили на следующий день после большого бунта. Кое-что смягчили: медицинскую помощь оказывать будут, в городском транспорте ездить тоже разрешать. Но на междугородний автобус или поезд не сядешь, в супермаркет не зайдёшь (только в маленький продуктовый магазинчик), на большой концерт не сходишь.
И, конечно, антиковидные ограничения стали для недовольной части жителей только поводом. На прошлой акции протеста, которая закончилась погромом, люди жаловались на социальное неравенство, разделение Литвы на богатую и нищую (согласно данным Евростата, Литва среди лидеров ЕС по социальному разрыву), проблемах в медицине, образовании и многое прочее. Литовские власти, кажется, пока предпочитают естественного недовольства не замечать, а пойти по пути поисков внешних врагов.