Город не хотел платить, ссылаясь на недоделки, но выяснилось, что у него просто не было денег.
АО "Эталон ЛенСпецСМУ" взыскивало более 38 млн рублей задолженности за выполненные работы по строительству электродепо "Южное" в составе Фрунзенского радиуса метрополитена (где холдинг выступал подрядчиком). Общая стоимость контракта составляла почти 6 млрд рублей.
Работы необходимо было завершить к концу декабря 2019 года. В сентябре того года депо ввели в эксплуатацию. Но до конца стройку так и не оплатили, что и послужило поводом для обращения в суд.
Заказчик — Дирекция транспортного строительства подала встречный иск, в котором ссылалась на наличие недостатков в уже принятых работах и неполноту переданной городу документации. Эти доводы были отвергнуты.
Сам факт недостатков не доказан, к тому же устранять их надо по гарантии, что не отменяет обязанность оплатить стройку. Что же касается документации, её следует проверять ещё до принятия работ, решили судьи.
Выяснилось к тому же, что в марте 2020 года дирекция направила "Эталону" письмо о том, что из–за отсутствия лимитов финансирования подписание отчётных документов о сдаче выполненных начиная с декабря 2019–го работ невозможно.
"Суд оценивает данное письмо как доказательство того, что реальным основанием отказа заказчика в оплате принятых заказчиком работ послужило не наличие недостатков в работах, а отсутствие у заказчика свободных денежных средств для их оплаты по причине превышения лимитов финансирования", — говорится в тексте решения.
Иск "Эталона" удовлетворили. На днях решение устояло в апелляции.
"Группа “Эталон” в полном объёме выполнила все работы по завершению строительства электродепо “Южное”… На сегодняшний день результат работ оплачен заказчиком не в полном объёме, что повлекло ряд судебных процессов", — прокомментировали "ДП" в холдинге. Комментарии КРТИ оперативно получить не удалось.
История этой стройки долгая и сложная. "Южное" начинала возводить в 2014 году корпорация "Трансстрой", однако контракт с ней в 2016 году был расторгнут в связи с нарушением сроков и выявленными недостатками. Город вскоре объявил новый конкурс, в котором и одержал победу "Эталон".
Между тем по поводу контракта с "Трансстроем" до сих пор продолжаются разбирательства. В 2017 году Верховный суд признал односторонний отказ города от договора с этой корпорацией недействительным.
"Суды установили, что нарушение обязательств со стороны подрядчика отсутствует, а просрочка выполнения отдельных работ обусловлена ненадлежащим исполнением обязанностей самим заказчиком", — говорится в материалах заседаний. Заключение контракта с "Эталоном" не означает автоматически прекращение договора с "Трансстроем".
После этого "Трансстрой" подал новый иск, в котором просил взыскать с дирекции 3,3 млрд рублей. Та, в свою очередь, обратилась с иском к банку ВТБ ("Трансстрой" был признан здесь третьим лицом), в котором требует около 360 млн рублей в рамках обязательств по банковской гарантии и более 580 млн за просрочку их исполнения. Оба дела были объединены.
Суд пришёл к выводу, что на момент предъявления городом требований по выплате банковской гарантии в 2017 году контракт продолжал действовать. Взыскание с банка гарантии "в таком случае будет противоречить основным началам гражданского законодательства (п. 4 ст. 1 ГК РФ), так как позволит дирекции безосновательно обогатиться за счёт своего недобросовестного поведения", — говорится в июльском тексте решения об отказе в иске дирекции. Город, впрочем, на днях подал на него апелляционную жалобу.