Петербургские родители стали тратить на сборы детей в школу в 1,3 раза больше, чем в прошлом году. А вот на цветах предпочитают экономить.
Как сообщили эксперты аналитического ресурса "Чек Индекс", средний чек при покупке школьной формы в Петербурге вырос на 22% год к году и составил 1965 рублей, а средний чек расходов на минимальный "школьный набор" в начале августа вырос на 14%, до 13,9 тыс. рублей.
Эксперты "Чек Индекса" отмечают, с получением единовременных социальных выплат на детей родители направили средства на покупку таких товаров. Поэтому большая доля трат пришлась на первые дни августа (1–7–е число).
Набор первоклассника
Некоторые ретейлеры открыли школьные ярмарки уже в середине июля. В компаниях фиксируют рост спроса на канцелярию. Например, у сети "Ашан" он вырос на 15% относительно 2020 года. Там отмечают, что, по самым минимальным подсчётам, набор учебных принадлежностей родители могут купить всего за 137 рублей. В этом году ассортимент школьных товаров дополнили.
"Главная новинка и тренд — экологичные канцелярские товары. Например, тетради, записные книжки, органайзеры, папки из переработанной бумаги, фломастеры и механические карандаши из вторичного пластика", — рассказали в пресс–службе "Ашана". Также компания в этом году продаёт наборы, куда входят тетради, блокноты, линейки, пеналы, стикеры, закладки, ручки, скрепки, брелоки.
По данным "Чек Индекса", объём продаж "набора первоклассника", куда входят канцелярские принадлежности, в этом году на 241% выше, чем в прошлом в штучном выражении. Объём продаж наборов карандашей и ручек год к году увеличился на 70%. При этом больше четверти продаж таких категорий товаров проходит в онлайне.
В Wildberries корреспонденту "ДП" рассказали, что с 1 по 10 августа спрос на канцелярские товары в Петербурге вырос на 216% год к году в штучном выражении. Причём рост спроса на большинство позиций описывается трёхзначными числами. "Дневников родители заказали на 304% больше, чем в прошлом году, тетрадей — на 225%, пеналов — на 300%, ручек — на 223%, карандашей — на 202%. Учебников уже приобрели на 294% штук больше, чем в прошлом году. Взлетело и число заказов ранцев и рюкзаков (+254% и +198% соответственно)", — сообщили представители маркетплейса.
"Несмотря на то что минимальный набор для школы на маркетплейсе можно собрать примерно за 2 тыс. рублей, в среднем родители в Петербурге и Ленобласти тратят на сбор детей почти в 3 раза больше. Так средний чек набора, состоящего из рюкзака, школьной формы, письменных принадлежностей и тетрадей, в июле достигал 5900 рублей", — отмечают в Ozon.
Пиджак и ноутбук
Время перед Днём знаний благоприятно и для индустрии fashion retail. Прибыль от продаж школьной одежды с каждым годом хоть немного, но растёт. В компании Lamoda отмечают, что в июле этого года доходы от продаж одежды для мальчиков выросли на 7%, для девочек — на 22%. В среднем жители Петербурга тратят на подготовку девочек к школе 13 920 рублей, а на мальчиков — 13 890 рублей. В этом году для увеличения продаж Lamoda запустила специальный лендинг с подборками товаров для школьного дресс–кода, занятий спортом и отдыха.
Словом, спрос на одежду в конце лета растёт не только в связи со сборами в школу. Как отмечают в пресс–службе H&M, после периода летних отпусков и каникул покупатели традиционно обновляют гардероб. Помимо детских товаров и школьной формы в это время спросом пользуются базовые предметы для классического офисного образа. Для многих покупателей всё более актуальным становится стильный и комфортный образ, который совмещает в себе стили casual, office и smart.
Растут продажи и у тех ретейлеров, которые специализируются на гаджетах и электронике. Например, в "Связном" в первые 10 дней августа фиксировали рост спроса на электронику на 10%. Средняя цена покупки там выросла на 46% год к году, но сократилась на 4% относительно начала июля. "Из наиболее растущих категорий товаров можно выделить “умные” часы и браслеты, которые покупают в среднем за 6,4 тыс. рублей, смартфоны (24 тыс. рублей), ноутбуки (свыше 80 тыс. рублей)", — рассказал вице–президент по закупкам и развитию компании "Связной" Михаил Догадин.
Второй год подряд электроника входит в список необходимых покупок перед Днём знаний: дистанционное образование продолжает развиваться. В группе "М. Видео–Эльдорадо" говорят, что люди в последний месяц лета всё чаще приобретают компьютеры и аксессуары к ним: клавиатуры, мыши, гарнитуры. Ноутбуки тоже остаются в топе продаж. "Спрос на низкий и средний сегмент ноутбуков за последние пару недель вырос в 1,5 раза. Также растёт спрос на носимые устройства, в том числе специальные детские смарт–часы, которые позволяют отслеживать местоположение ребёнка и оставаться с ним на связи", — рассказали в компании.
Цветов не надо?
В то же время цветочный ретейл ещё ожидает своего часа. Дни накануне 1 сентября для него чуть ли не самые горячие в году. В прошлом году торговцы цветами столкнулись с тем, что родители предпочитали экономить на букетах. 31 августа 2020 года средняя стоимость букета в городе на Неве составила 1,2 тыс. рублей. При этом если в обычный день в магазинах брали в среднем по 15–16 букетов, то в последний день лета — по 74.
Директор по развитию цветочного магазина "Ботаника" Ольга Толмац отмечает, что обычно к 1 сентября родители покупают гладиолусы, астры, подсолнухи как в монобукетах, так и в сборных вариантах.
Исполнительный директор Flowwow Вера Моденова утверждает, что в последние годы главной тенденцией в больших городах стал отказ от букетов учителям на 1 сентября. В прошлом году её маркетплейс получил много отмен заказов с комментарием о том, что школа запретила дарить цветы учителю.
"Если родители всё же покупают цветы самостоятельно, предпочтение отдают маленьким недорогим букетам и нетяжёлым композициям, в составе которых чаще всего розы, хризантемы, астры. Девять из десяти покупок к 1 сентября по Петербургу в прошлом году были букетами из роз", — рассказала Моденова.