Казалось бы, золотые времена этого жанра в прошлом. Но популярность не снижается.
Минувшая неделя подарила сразу несколько поводов вновь поговорить о феномене русского рока и его значении для наших соотечественников.
Во–первых, 12 августа, невзирая на актуальные объективные сложности, всё–таки состоялся фестиваль "Петербург. Live", посвящённый 40–летию легендарного Ленинградского рок–клуба. Во–вторых, привязку к этой дате сделала и телепрограмма "Квартирник у Маргулиса", выбрав героями августовского выпуска Константина Кинчева и Юрия Шевчука, а локацией съёмки — то самое культовое здание на Рубинштейна, 13. В–третьих, 15 августа — истинно трагическая дата для многих, годовщина гибели Виктора Цоя.
Рок в России больше, чем жанр
И всё–таки: почему в нашей стране рок–музыка стала чем–то гораздо большим, чем просто жанр? Что повлияло на столь сумасшедшую популярность разномастных коллективов и сформировало мощный полноценный культ, служение которому не утихает и спустя десятилетия? Не секрет, что многие фанаты этого стиля строго и ревностно оберегают его, не пуская условных "чужаков".
Споры на тему "жив русский рок или мёртв?" продолжаются и по сей день, хотя сотрясать воздух по этому поводу как минимум бессмысленно. Очевидно, что слишком многое поменялось в нашей жизни, чтобы упорно цепляться за далёкое прошлое и истово предаваться ностальгии. Но для определённой части аудитории всё лучшее осталось во времена расцвета рок–клуба, и даже признанные ныне классики вроде группы "Сплин" им кажутся вторичными в сравнении, скажем, с "Аквариумом" времён "Радио Африка".
Претенденты на первенство
Не меньшие споры вызывает ранжирование тех, кто составил в своё время основу жанра. Вот кто для вас человек номер один в русском роке: Виктор Цой, Борис Гребенщиков или Константин Кинчев? А для кого–то это трагически погибший Александр Башлачёв, абсолютно незаслуженно полузабытый Майк Науменко или даже ни на кого не похожий Фёдор Чистяков. И у каждого будут свои аргументы.
В самом деле, является ли богатая дискография явным символом таланта? А как насчёт актуальных текстов, броской харизмы, мощной музыкальной составляющей, в конце концов? Быть может, у группы "Ноль" с этим было получше, чем у "Аквариума", — вопрос остаётся открытым. Даже внутри устоявшегося понятия "русский рок" к некоторым персонам у ценителей и знатоков существуют критические замечания.
Так, до сих пор для многих совершенно необъяснимой является неугасающая массовая популярность Виктора Цоя. Относить ли к каноническому русскому року, скажем, бит–квартет "Секрет", этот милый советский косплей на легендарную ливерпульскую четвёрку? Считать ли полноценной музыкальной группой коллектив "АВИА" с его пристрастием к перформансу и оригинальным сценическим выходкам? Наконец, как относиться к тому, что победителем первого фестиваля Ленинградского рок–клуба стала команда "Мануфактура" во главе с солистом Виктором Салтыковым (да–да, тем самым, что прославился участием в "Форуме" и "Электроклубе" с преобладанием явного поп–репертуара)?
Выбираем сердцем
Но всё–таки невозможно отрицать значение феномена русского рока, вне зависимости от личной симпатии или антипатии к нему. Целому пласту имён, текстов, мелодий удалось собрать под своим знаменем не одно поколение, сформировать молодую генерацию музыкантов, создать культовые места на карте нашего города, вдохновить на написание книг, диссертаций и прочих исследовательских работ. Многие строки из песен "золотого века" вошли в наш обиход, составив особую интеллектуальную матрицу. В сущности, можно определить, кто свой, а кто нет, найти истинно родственную душу, исходя из цитирования тех или иных классиков отечественного рока.
До сих пор мы раз за разом переслушиваем давно выученные наизусть альбомы, пересматриваем редкие архивные концерты, разглядываем фотографии кумиров, переносясь во времена расцвета столь самобытного явления, свободно ушедшего в народ и повлиявшего по большому счёту на всю страну. Русский рок предлагает нам выбирать его сердцем, любить преданно и безоглядно даже спустя десятилетия. И сложно отказать ему в этом.