Поддержка Тибета, встречи официальных лиц с Далай-ламой, резолюции об угнетении уйгуров, поставка вакцин в Тайвань не взирая на ноты Пекина и, наконец, решение открыть официальное представительство Тайваня в Литве, а Литвы — в Тайбэе. Такая череда внешней политики официального Вильнюса заставила Китай обратить на себя внимание. И, кажется, запахло порохом.
Дорогое внимание
"Это американский лакей, подобный бегущей собаке, которая в обмен на защиту США яростнее всего лает на стратегических соперников США". "Литва — крошечная обезумевшая страна, охваченная геополитическими страхами". "Я убеждён, что Литва рано или поздно заплатит за своё злодеяние — нарушение международных норм". Это только несколько цитат из колонки шеф-редактора китайского издания Global Times. Это ежедневная газета, которая специализируется на освещении международных событий. И, как пишут в справочниках, излагает правительственную точку зрения. И если это так, то для Вильнюса наступают действительно тревожные времена. Литва стала едва ли не главной темой в этом издании, а негативные материалы теперь выходят практически каждый день.
"Китай и Россия могут сотрудничать, чтобы наказать Литву" — это уже другая статья этого же издания. "Ответ Китая Литве по вопросу Тайваня "законный и разумный" — готовит газета свою аудиторию к нечто грандиозному в новой публикации. "Литва, как пешка США в тайваньском вопросе, загоняет себя в изоляцию" — ещё одна заметка, уже с мнением китайского экспертного сообщества.
Только за август — почти два десятка статей и только в этом издании! И ладно бы всё закончилось словами, но они шли параллельно с действиями. Кажется, официальный Пекин решил показательно выпороть Литву даже не ради мести из-за заигрывания с Тайванем и прочими, как считают в Пекине, недружественными шагами, ставящими под сомнение "единый Китай", а просто, чтобы другим было не повадно.
Нагнетали обстановку
Это лето, а в особенности август, стал для Литвы по-настоящему "чёрным". Острейшее для этой прибалтийской республики противостояние с Белоруссией, тысячи мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки, наплыв которых обеспечил официальный Минск, потеря основного клиента порта Клайпеды и "Литовских железных дорог" в лице "Беларуськалия". И это на фоне противостояния общества обязательному вакцинированию и неприятия очередных ограничительных мер, что в итоге вылилось в беспорядки в центре Вильнюса. Параллельно с этим проблемы, вызванные пандемией коронавируса, никуда не исчезли. Прирост заболевания даже при высоких темпах вакцинации пополз вверх. И вот, ко всему этому добавился Китай.
Но, что признают уже в самой Литве, официальный Вильнюс сам отчаянно напрашивался. В мае Литва громко вышла из китайского блока 17+1. Этот формат зародился в 2012 году как площадка для сотрудничества Китая со странами Восточной Европы для реализации проекта "Нового шелкового пути". И не просто вышла, а призвала другие страны ЕС последовать этому же примеру. "Такой вещи, как "17+1", больше не существует, поскольку там отсутствует Литва", — цитировало в конце мая издание Politico слова явно довольного собой главы МИД Литвы Габриэлюса Ландсбергиса.
Пекин тогда ничего не понял. Как писало Deutsche Welle в те дни, пресс-секретарь представительства КНР в ЕС сообщил, что Пекину не было известно о решении Литвы. По его словам, формат сотрудничества Китая со странами Центральной и Восточной Европы инициирован совместно обеими сторонами и отвечает их стремлению к совместному развитию. Он подчеркнул, что Китай не доминирует в данном формате.
Официальный Вильнюс на этом не остановился. Парламент Литвы принял резолюцию "О массовых, системных и тяжких нарушениях прав человека и геноциде уйгуров в Китае". А заодно, как пишет литовское новостное агентство BNS, призвал отозвать в Гонконге Закон о нацбезопасности, вывести оттуда китайские войска и прекратить "осуществляемые ограничения свободы слова и политических свобод, впустить независимых экспертов по правам человека на территорию Тибета и начать диалог с Далай-ламой по сохранению тибетского культурного и религиозного наследия, а также по восстановлению свободы религии".
Ну а вишенкой стало официальное решение успеть ещё этим летом открыть официальное представительство Тайваня в Литве, а в Тайбэе — литовского. Официально аккредитованного при МИД и со всеми полномочиями. До этого в Тайвань из Литвы в дар отправилось 20 тыс. доз вакцины AstraZeneca.
Разозлить Китай удалось
Одновременно с началом информационного артобстрела, 10 августа Пекин объявил об отзыве своего посла из Литвы и потребовал от Вильнюса отозвать собственного главу дипмиссии.
Сразу после этого китайская China Railway Container Transport Corp. проинформировала клиентов в Литве о том, что прямые грузовые поезда из Китая в Литву отменяются. Их не станет "в связи с напряженной политической ситуацией между странами".
Президент Литовской конфедерации промышленников Видмантас Янулявичюс сказал литовскому порталу 15min, что если Китай действительно решит остановить поезда, это будет болезненное решение, так как литовский бизнес переживает сразу несколько ударов, включая санкции против Белоруссии и поиск новых поставщиков сырья.
Кроме того, В. Янулявичюс считает, что китайские компании, возможно, больше не смогут откладывать оплату товаров литовским компаниям, что потребует от страны привлечения дополнительных оборотных средств.
Хотя деловые отношения между Китаем и Литвой не очень тесные — Поднебесная для Литвы является лишь 22-м крупнейшим экспортным рынком и 7-м крупнейшим импортным партнером, — В. Янулявичюс отмечает, что некоторые виды сырья, необходимые литовским производственным компаниям, в настоящее время поставляются только из Китая.
Не прошло и дня после этой новости, как в Литве выяснилось, что прекращаются не только китайские поезда в Литву — экспортёры страны жалуются, что Китаю больше не нужна литовская продукция. Мебель, молочная продукция, зерно…
Директор мебельного предприятия Medvita Арунас Залецкис рассказал, что 99% продаж компании — в Китай. Сейчас продажи застопорились, и предприниматель планирует вообще вывести свой бизнес из Литвы: "Китайцы нигде не хотят видеть литовскую компанию". Его слова цитирует портал Delfi.
Не скрывает своего разочарования и руководитель одного из крупнейших в стране предприятий по переработке молока "Vilkyskiu pienine" Гинтарас Берташюс — раньше правительство Литвы поощряло поездки в Китай, организовывало бизнес-миссии, а теперь всё наоборот.
Глава "Vilkyskiu pienine" утверждает, что продажи в этом направлении остановились, производство падает. Даже литовские зерновые больше не ходят по "Шелковому пути". Покупатели и экспортеры зерна уже более года переживают очевидное охлаждение отношений с Китаем.
"Наши партнёры в Китае просто ищут причины для разрыва торговых отношений", — признаёт президент Литовской ассоциации переработчиков и торговцев зерном и руководитель компании Agrokoncerno grudai Каролис Шимас.
По данным Министерства иностранных дел, экспорт Литвы в Китай в 2020 году составил около 300 млн евро, а импорт из Китая — 1,2 млрд евро. В то же время Центробанк Литвы объявил, что если все торговые отношения с Пекином и Минском полностью исчезнут, якобы это будет стоить лишь 1,2% ВВП. Причём две/трети — это белорусская доля. В Минске, к слову, зявляют, что только из-за транзита калийных удобрений Литва генерирует 7% своего ВВП. Экономисты в литовских СМИ успокаивают: дескать, удар всё же не будет сокрушающим, экономики не завязаны друг на друга.
Однако другие эксперты осторожно указывают на то, что в Литве уже сейчас едва ли не всё вокруг "Сделано в Китае", а Пекин может найти способы повлиять не только на прямые торговые потоки между странами, но и задавить литовскую экономику окружными путями.
"Китай — огромная страна. Через несколько лет по номинальному внутреннему валовому продукту он может стать крупнейшей экономикой мира. По паритету покупательской способности он уже является крупнейшей экономикой мира. У него много рычагов влияния на различные страны, в том числе и на ЕС, с которым у Пекина очень сильные торговые связи", — сказал телеканалу Lietuvos rytas литовский политолог Линас Кояла.
Так или иначе, литовские власти в один голос в последнюю неделю заявляют, что сожалеют из-за реакции Пекина, а глава МИД Ландсбергис 23 августа объявил, что Китай получил от Литвы некий план предложений по нормализации отношений. Правда, что именно предложено Пекину, он не упомянул. "Конечно, мы не хотим усугублять ситуацию, мы хотим найти способы, чтобы эти послы как можно скорее возобновили свою работу", — сказал глава литовского внешнеполитического ведомства, который ещё в мае громогласно объявлял о выходе из формата сотрудничества с Китаем 17+1.