Население Петербурга и Ленобласти продолжает расти — к 1 января 2021 года, по данным Росстата, совокупная численность по двум субъектам составляла 7,2 млн постоянно проживающих здесь человек. За 5 месяцев текущего года цифра ещё немного увеличилась. Статистика в части маятниковой миграции тоже медленно, но верно переходит в разряд позитивных. По сведениям экспертов, в июне пригородные перевозки вплотную приблизились к показателям 2019 года. Туристы тоже возвращаются, в том числе на бизнес-мероприятия.
Эти приятные цифры идут вразрез с существующей ситуацией с транспортной инфраструктурой регионов. Морально устаревшие решения явно не рассчитаны под набирающую мощь нагрузку. Свои "пять копеек" вносят и грузоперевозки: нельзя не учитывать, что сейчас транзитный поток идёт через центр — и это создаёт определённое неудобство. Оно усиливается вслед за увеличением трафика.
Важность проблемы для Петербургской агломерации, а главное — решения, подчеркнул на июльской встрече с руководителями регионов президент России. Вопросы развития транспорта "важны для людей, для экономики, для туристической инфраструктуры", — подчеркнул Владимир Путин. В ответном слове губернатор Петербурга Александр Беглов рассказал, на каком этапе находится реализация Комплексной программы развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла (СПЖУ) и территорий, прилегающих к объектам инфраструктуры ж/д транспорта. Проект предполагает интеграцию существующей инфраструктуры во внутригородские и пригородные пассажирские перевозки.
"Это особенно важно в условиях текущего градостроительного развития города, в частности строительства жилых микрорайонов на периферийных территориях и выноса производств из промышленного пояса исторического центра, — рассказал "ДП" председатель Комитета по транспорту Кирилл Поляков. — Данные тенденции обеспечивают увеличение длины внутригородских пассажирских корреспонденций, соответственно эффективная реализация данных корреспонденций возможна с использованием железнодорожного транспорта".
Программа была разработана в 2019 году — однако она постоянно актуализируется с учётом лучших мировых практик, а также решений, которые демонстрируют эффективность, в том числе в рамках реализации Московского транспортного узла, взятого за "базовый прототип". Так, в городе на Неве появятся свои кольцевые обходы, железнодорожные маршруты-диаметры, будет запущен поезд в аэропорт Пулково. Такой проект претендует на статус стратегически выверенного, считают эксперты.
Что изменится
В Комитете по транспорту напомнили, что в настоящее время постановлением Правительства Санкт-Петербурга создана рабочая группа, с участием представителей заинтересованных организаций и учреждений в рамках которой осуществляется взаимодействие между Санкт-Петербургом и ОАО "РЖД" по вопросам реализации определённых Комплексной программой мероприятий.
В списке решений проекта, наиболее значимых для города, Кирилл Поляков выделил несколько основных пунктов. Так, организация тактового движения на основных пригородных железнодорожных направлениях — которая предусматривает строительство новых и реконструкцию старых ж/д путей. Будут возведены новые или восстановлены существующие остановочные пункты, на базе которых будут сформированы ТПУ, которые обеспечат пересадку пассажиров с одного вида транспорта на другой, в том числе с личного на общественный. "В части развития улично-дорожной сети — это строительство железнодорожных переездов в разных уровнях, что обеспечит повышение связности улично-дорожной сети и районов города, разделённых ж/д линиями", — добавил Кирилл Поляков.
"Одной из основных задач ОАО "РЖД" является вынос транзитного грузового движения за пределы города, что позволит развивать пассажирские перевозки в агломерации, а также окажет положительное влияние на экологическую обстановку, что важно для нас как социально ответственной компании", — приводит пресс-служба организации цитату начальника Центра по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов, заместителя генерального директора ОАО "РЖД" и генерального директора АО "Скоростные магистрали" Олега Тони. По его словам, грузовое и пассажирское направления будут развиваться сбалансированно, без перегиба в одну из сторон.
Президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александр Ходачек, оценивая программу, упоминает Генплан 1987 года, с включённым в него количеством станций и линий метрополитена: "Для города в условиях отставания строительства метро почти на 50 лет — этот проект, во-первых, частично заменит непостроенные станции метро и соединит двумя диаметрами в общем-то весь город, улучшит сообщение южной и северной его частей. Помимо этого, предусмотрен экспресс в аэропорт Пулково. Всё это приведёт к улучшению пассажирской мобильности, и действительно мы получим мультимодальную достаточно комфортную систему передвижения пассажиров".
Не только предложенная альтернатива "самому комфортному и надёжному виду транспорта" является значимым импульсом для развития города — но и то, что внутригородская железная дорога "подтянет" наземный транспорт, считает эксперт. В данном случае он будет играть роль "подвоза" в трансформированной транспортной сети.
"Развитие пригородного железнодорожного сообщения является важным направлением развития транспортной системы Санкт-Петербурга, — комментирует профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ, доктор экономических наук, профессор Андрей Эдливич Горев. — Для компенсации тенденций последних лет, — перемещения населения за КАД и увеличения дальности поездок, — нужен наиболее скоростной транспорт с высокой провозной возможностью. В системе городского пассажирского транспорта это пригородные электропоезда".
Также эксперт называет ряд мероприятий, которые, по его мнению, являются сегодня наиболее значимыми для города и призваны повысить привлекательность железнодорожного сообщения: "внедрение технологий эксплуатации путей, не требующих длительных перерывов в движении и отмен электропоездов (на примере метро), интеграция оплаты проезда в городской черте в тарифную систему ГПТ, повышение скорости движения электропоездов в границах города, переход на тактовое расписание с интервалом не более 15 мин в час пик".
Собственно, эту задачу позволят закрыть решения первого этапа реализации проекта СПЖУ — он охватывает крупные населённые пункты Ленобласти: Выборг, Всеволожск, Красное Село, Тосно, Павловск. В планах — Гатчина, Сестрорецк, Пушкин. Тактовое движение предполагает интервал не более 10 минут. И в этом создатели Комплексной программы видят основную идеологию проекта — современный житель или гость города будет избавлен от необходимости подстраиваться под расписание движения поездов. А дорога, например, от Гатчины до Токсово будет занимать порядка 1,5 часа.
Немного истории
Идеи по изменению транспортной инфраструктуры стали формироваться в конце 70-х, рассказал профессор Виталий Зенцов, проработавший много лет в должности заместителя главы комитета по градостроительству и архитектуре. Было принято много положительных решений. Однако "тупиковость" веток железнодорожной сети Петербурга являлась отрицательной характеристикой. По мнению эксперта, проект СПЖУ открывает новые возможности и для внутригородского транспорта, и для пригородных переездов именно благодаря появлению полуколец, которые свяжут Ораниенбаум с Белоостровом и Гатчину с Токсово.
"Северное полукольцо — это промышленная зона, грузовые пути. И наверняка благодаря его перепрофилированию под пассажирские перевозки там произойдут серьёзные изменения, — прогнозирует Виталий Зенцов. — Территория получит развитие, вслед за обновлением сопутствующей инфраструктуры, возведением различных объектов там появится свой пользователь. Сформируется совсем другой признак городской среды: особенно на юге и на востоке".
Программа должна послужить "детонатором развития" города, считает собеседник "ДП" — однако следует учитывать не только планы и аналитику, но и новые вызовы, которые предлагает текущая транспортная "ситуация". Профессор также говорит, что самое главное в проекте изменения инфраструктуры — это положительный эффект: социальный, градостроительный, экономический, который должен быть доказан цифрами.
Кирилл Поляков в этом вопросе сослался на данные из концепции по развитию железнодорожной инфраструктуры, которая была разработана ОАО "РЖД" и, собственно, легла в основу Комплексной программы: "Планируется, что мероприятия по развитию железнодорожного транспорта Санкт-Петербурга увеличат пассажиропоток на ж.-.д. транспорте в пригородно-городском сообщении более чем на 80% к 2030 году". Если же говорить о расходной части — по предварительным оценкам, это 600 млрд рублей.
В программе три ключевых этапа — и первый уже в стадии реализации. Так, к маю 2022 года планируется завершить строительство трёхпролётного 108-метрового железнодорожного путепровода над Пулковским шоссе — автомобильную дорогу под ним проект позволяет расширить до четырёх, а в перспективе до пяти полос в каждую сторону.