Как цифровые активы становятся частью культурной жизни Петербурга.
Криптовалюты, токены и прочие цифровые активы — эти слова уже давно пополнили словарный запас молодого поколения. Люди постарше не всегда успевают ловить модные тренды и часто знакомятся с цифровыми достижениями благодаря громким информационным поводам. В частности, недавно Эрмитаж обвинил лидера группы Rammstein в незаконной продаже NFT–материалов, которые были сделаны в стенах музея, запустив мощную волну интереса к этой теме.
Русско–немецкая NFT–война
Согласно официальному заявлению Эрмитажа, Тилль Линдеманн незаконно организовал продажу NFT–объектов, которые включают в себя предметы Эрмитажа. Весной текущего года в рамках Года Германии в сфере образования и культуры, науки, экономики и политики он приезжал в Петербург для съёмок клипа на кавер–версию песни "Любимый город", площадкой как раз и выступил Зимний дворец.
Изначально музей предоставил разрешение на использование трёх своих объектов, но в финальную версию клипа попало значительно больше. Несмотря на подобное злоупотребление гостеприимностью со стороны артиста, Эрмитаж решил не идти на конфликт. Однако кроме видеоряда музыкант решил создать и цифровые активы: серия из пяти картин с громким названием Hermitage edition появилась на NFT Art Library по цене от 200 до 10 тыс. евро за единицу. Разумеется, без согласования с Эрмитажем на использование как картин, так и бренда.
Представители музея пытались связаться с певцом и предупреждали об отсутствии разрешения на создание, но, не получив ответа, решили распутывать ситуацию в правовом поле. Таким образом, музей стал первопроходцем в борьбе против нелегального использования его бренда и предметов в цифровой сфере. Поскольку певец подписал с музеем договор, подтверждающий, что изображения, сделанные во время видеосъёмок в Эрмитаже, могут быть использованы только в клипе, исход суда очевиден.
Мировая токен–революция
NFT — невзаимозаменяемый токен — представляет собой цифровой актив, созданный благодаря технологии блокчейна, что гарантирует оригинальность предмета и защиту прав собственника. Его уникальность заключается в невозможности его воспроизведения, т. е. сам объект является цифровым аналогом сертификата оригинальности. Сейчас индустрия цифрового искусства переживает настоящий бум, ведь позволяет заранее исключить проблемы с установлением оригинальности работ, что привлекательно как для авторов, так и для коллекционеров.
Если изначально в виде NFT выпускались фотографии и видео, то сейчас всё большую популярность приобретают цифровые произведения искусства, игровые элементы и даже спортивные карточки. Только за прошлый год рынок цифровых объектов вырос в 4 раза, до $250 млн, а общий объём продаж за полгода 2021–го составил более $1,2 млрд. Активно подключаются к цифровым продажам такие крупные бренды, как журнал "Вог", а швейцарский бренд часов "Ришар Миль" за $350 тыс. выставил на продажу NFT–часы, к которым прилагается реальный экземпляр, используя цифровые продажи как дополнение к основному способу.
Учитывая интерес коллекционеров и готовность покупателей вкладывать деньги в цифровое искусство, к нему активно подключаются и музеи. Тот же Эрмитаж ещё до скандала с "Рамштайном" давно проявлял интерес к NFT. А месяц назад стало известно о совместном выпуске цифровых копий экспонатов музея с крупной криптобиржей Binance, а также о планах провести первую в России выставку NFT–искусства. В планах — оцифровать работы Леонардо да Винчи, Винсента Ван Гога и Василия Кандинского. Мероприятие закрепит работу музея над новыми формами искусства, начатую ещё в 2018 году в рамках специальных выставок, а также сотрудничество Эрмитажа и Университета информационных технологий, механики и оптики ИТМО.
Русская народная цифра
В России приобретают популярность NFT–галереи и площадки, которые предоставляют творческим людям возможность продать цифровой актив. Представители питерского проекта NFTION считают, что это наиболее логичный и удобный вариант для авторов.
"Не секрет, что художники — это очень творческие личности, которые отдают много внимания и сил на создание предметов искусства и зачастую не хотят самостоятельно заниматься их дистрибуцией. В этом им зачастую помогают галереи, а сейчас присоединились и цифровые площадки. Всё, что нужно сделать автору, — просто подписать документы на права продажи его работ и сами объекты, всю остальную работу выполняют сотрудники NFT–площадки: создают цифровую копию, разбираются с предоставлением цифрового доступа, организацией аукциона или продажи, передачей прав покупателю и защитой информации", — отметил руководитель проекта Даниил Башаримов.
Он также добавил, что в России появляется всё больше площадок для цифровых продуктов, что позволяет местным художникам не только зарабатывать на своем творчестве, но и распространять его на весь мир, ведь цифровой токен можно приобрести онлайн из любой точки планеты. Особенно эта история интересна для молодых и начинающих авторов, которые не всегда могут раскрутиться самостоятельно.
"В этом отношении особенно приятно развивать подобный проект в Петербурге — городе, наполненном творческими людьми и авторами, которые открыты к сотрудничеству. В Москве также существует ряд площадок, но, на мой взгляд, именно Петербург может стать NFT–столицей России", — резюмировали в NFTION.
Обрести новый цифровой статус культурная столица может без особых усилий, ведь кроме художников этому может способствовать и количество IT–компаний города. Петербург ещё в 2019 году обошёл Москву по скорости развития сферы информационных технологий, а пандемия коронавируса только увеличила интерес к работе в этой сфере. Поэтому в скором времени стоит ожидать новую волну экспансии русского искусства в мире — но уже в цифровом формате.