ГК "Орими", крупный производитель чая и кофе из Ленобласти, инициировала судебные споры по двум товарным знакам.
Суд по интеллектуальным правам назначил разбирательства по двум заявлениям ООО "Орими": компания просит о досрочном прекращении охраны двух брендов — ICON ICONCOFFEE и "Оригами" по 30–му классу Международной классификации товаров и услуг (кофе). В первом случае, скорее всего, бренд ICON ICONCOFFEE не даёт "Орими" зарегистрировать свой знак Coffe Icon, компания обращалась в Роспатент ещё в ноябре 2020 года. Ответчиком по этому спору проходит московская ресторанная группа iconfood (ООО "Айконфуд").
"Желание “Орими” занять этот бренд не удивляет. Слово icon в русском языке ассоциируется в основном с иконическими образами кумира — иконой стиля, иконой музыкальной индустрии. Нейминг для марки кофе в таком случае придаст продукту элегантный и отчасти пафосный образ", — считает Елена Юферева, гендиректор Brandson Branding Agency.
Вероятно, проблем с получением прав на этот товарный знак у "Орими" не возникнет, прогнозирует эксперт и поясняет, что iconfood не использует зарегистрированное ещё в 2016 году обозначение.
Во втором случае торговая марка "Оригами" мешает "Орими" оформить права на собственную — ORICAMI. Компания дважды пыталась её зарегистрировать — в ноябре 2020–го и августе этого года. "Желание “Орими” прекратить защиту ТЗ “Оригами” несколько странно, — удивляется Елена Юферева. — Его владелец — рядовой россиянин, который уже 6 лет предлагает покупателям по–настоящему нишевой продукт: работает с поставщиками чая из Японии и популяризирует культуру чая в России".
По её мнению, марка используется активно, а потому проблемы с регистрацией неизбежны. Стремление гиганта чайного бизнеса зарегистрировать товарный знак ORICAMI Елена Юферева видит в двойной ассоциации бренда: созвучии с японским искусством сложения бумаги и отсылкой к японскому kami ("бог"). "Возможно, планирующийся продукт будет иметь японское происхождение, а аудитория хорошо воспримет название — слово kami в кругах любителей и на волне популярности аниме очень известно", — поясняет эксперт.
Безусловно, "Орими" выглядит на фоне своих оппонентов впечатляюще: её выручка, по данным сервиса "Контур.Фокус", в последние годы не опускалась ниже 33,8 млрд рублей. Однако и ей непросто получить желаемое. "Не все правообладатели готовы продать свой знак. Может не устроить выкупная цена, либо они в действительности заинтересованы в его использовании либо в сдерживании конкурента на рынке", — поясняет Екатерина Смирнова, управляющий партнёр петербургского офиса Semenov&Pevzner.
Но всё зависит от конкретных обстоятельств: иногда выгоднее и эффективнее оспорить регистрацию, если есть для этого веские правовые основания, а когда–то, напротив, быстрее и дешевле согласиться на цену, озвученную правообладателем за покупку товарного знака, если оснований для оспаривания нет, а последний не заинтересован в товарном знаке, добавляет эксперт.