Традиционные нулевые чтения бюджета в этом году проходят на фоне предвыборной гонки в петербургский парламент и Госдуму. И в отличие от кампании 2016 года, когда состав ЗакСа принципиально не поменялся, а действующий спикер пошёл на очередной срок, на этот раз Мариинский дворец ждут серьёзные перемены, и мало кто абсолютно уверен в собственном будущем.
Однако это не мешает парламентариям напоследок не только обсуждать бюджет, который будет приниматься уже новым созывом депутатов после выборов, но и собираться на пленарные заседания, впервые растянув весеннюю сессию вплоть до нового учебного года.
Открывая 19–е в истории петербургского парламента нулевые чтения, спикер ЗакСа Вячеслав Макаров вновь напомнил представителям финансового блока Смольного, что депутаты имеют право предлагать поправки к бюджету. Почти год назад Смольный пытался существенно ограничить это право депутатов, обязав их предварительно согласовывать свои инициативы с получателями средств, которые они хотят перераспределить. Коварную поправку на сей счёт депутаты обнаружили совершенно случайно, уже собравшись без особого обсуждения принимать содержавшую её новую редакцию закона "О бюджетном процессе". Вячеслав Макаров громогласно заявил: "Чтоб духу её тут не было" — и добавил, что, по его мнению, представители исполнительной власти создают напряжение в ЗакСе. После чего поручил коллегам убрать предлагаемую норму ко второму чтению.
Вероятно, таким образом Смольный подбирался к так называемой "депутатской поправке" — зарезервированной за парламентом доле бюджета, которую народные избранники делят по своему усмотрению с согласия Смольного в обмен на то, что не суются в основную его часть. Изначально она составляла 2% и делилась поровну между всеми, сейчас о справедливом распределении речи нет, а величина скрывается, но она не увеличилась. В бюджете этого года Смольный уже замораживал траты по поправке, но потом, как говорят, смягчил свою позицию. По крайней мере для некоторых.
Возможно, воспользовавшись удобным моментом — изгнанием Вячеслава Макарова, — исполнительная власть попытается ликвидировать поправку. Это гармонично сочеталось бы и с ещё одной инициативой, которая, как говорят, бродит в коридорах бывшего института благородных девиц: лишить депутатов зарплаты.
Однако такое решение было бы политически близоруким: пока депутаты получают поправку, они находятся в зависимости от Смольного. Ведь непослушным могут перекрыть финансирование, а при большом желании даже посадить.
Как известно, лишь потерявшие всё обретают свободу.