Встреча глав центробанков в Джексон–Хоуле, которую всё лето ждали участники финансовых рынков, не оправдала самых смелых ожиданий: ФРС пообещала свернуть стимулы, но не быстро
Ключевым событием симпозиума в Джексон–Хоуле стало выступление председателя ФРС США Джерома Пауэлла в пятницу, 27 августа. После него по рынкам прокатилась волна оптимизма: доллар ослабел, а цены большинства активов выросли (см. графики), несмотря на то что глава американского регулятора признался, что на июльском заседании Федрезерва вместе с большинством коллег выступал за замедление темпов покупки облигаций в текущем году.
ФРС в рамках операций количественного смягчения (QE) закачивает в рынки по $120 млрд в месяц, выкупая казначейские облигации на $80 млрд и ипотечные — на $40 млрд. В результате этих операций баланс ФРС за полтора года увеличился на $3,5 трлн и достиг рекордных отметок выше $8 трлн.
Деньги некуда девать
Многие участники рынка ждали, что Пауэлл обозначит более–менее чёткие сроки начала и масштабы так называемого QE Tapering — сворачивания скупки облигаций. И сроки эти окажутся достаточно близкими — в ближайшие месяцы. Это могло бы вызвать некоторое укрепление доллара, а также коррекцию на сырьевых и фондовых рынках, которая позволила бы инвесторам закупить подешевевшие активы. Такие ожидания подогревались выступлениями ряда коллег Пауэлла — глав территориальных подразделений ФРС, которые в один голос твердили накануне 27 августа, что поддерживают скорое начало QE Tapering.
Такие же настроения доминировали и на состоявшемся в конце июля заседании ФРС, судя по протоколу, опубликованному 18 августа. Кстати, обнародование этого протокола вызвало заметную коррекцию на рынках. Например, американский индекс широкого рынка S&P500 скорректировался в течение трёх торговых сессий на 3%, а российский индекс РТС — на 4%.
Так что не стоит удивляться, что рынки намеревались узнать от Пауэлла, начнётся ли тейперинг в сентябре или всё же текущие объёмы выкупа облигаций сохранятся до ноября–декабря.
О том, что QE Tapering неизбежен, свидетельствуют как данные о высокой потребительской инфляции в США (5,4% в годовом исчислении в июле 2021 года), так и рекордные за всю историю объёмы операций обратного репо — свыше $1,14 трлн, по данным на 25 августа. Из этих цифр понятно, что избыток денег наблюдается не только у потребителей, но и у банков, которые ежедневно сгружают по триллиону лишних долларов на счета ФРС под близкую к нулю ставку.
Запастись терпением
Однако надежд игроков на понижение глава Федрезерва в этот раз не оправдал. Он предпочёл не говорить, когда ФРС может официально объявить о сокращении QE. Он также не стал обсуждать темпы замедления выкупа активов, пообещав лишь, что ФРС "будет тщательно оценивать поступающие данные и возникающие риски".
Высокую инфляцию, как и в предыдущих выступлениях, Пауэлл назвал временным явлением. В ФРС доминирует официальная точка зрения, что главная причина последних ценовых скачков заключается не в работе печатного станка, а в сбоях транспортировки товаров, обусловленных распространением коронавирусной инфекции. С другой стороны, пандемия угрожает росту спроса. И то, что эту угрозу ФРС воспринимает серьёзно, было подтверждено буквально за несколько дней до симпозиума, когда американский регулятор объявил о переводе встречи в Джексон–Хоуле в онлайн–формат. Это случилось в начале прошлой недели и привело к прекращению коррекции, начатой 18 марта.
Пауэлл также напомнил, что целью ФРС является достижение максимальной занятости, до которой пока далеко. Глава ФРС сказал, что ужесточение денежно–кредитной политики сейчас может быть "особенно вредной" ошибкой. Но, если рост инфляции станет серьёзной проблемой, FOMC "обязательно отреагирует", заверил он.
"Инвесторы следили за речью Джерома Пауэлла в поисках подсказок, когда ФРС может начать сворачивать свою политику “лёгких денег”, — констатирует Елена Шишкина, начальник отдела анализа рынков ИК “УНИВЕР Капитал”. — Когда ФРС ужесточит политику, акции компаний США начнут снижаться. Глава ФРС не стал рисковать, что вызвало положительную реакцию рынка. По слухам, его кандидатура будет выдвинута президентом США на новый срок в середине сентября. Спешить с разворотом политики ему нет смысла.
Рубль может укрепиться уже в конце сентября — октябре. Пока отпускной сезон не закончен и средства, полученные в виде дивидендов, ещё не все конвертированы в доллары, он не укрепится. В октябре можем увидеть пару доллар–рубль в районе 71".
"Есть такая работа — долларовый печатный станок защищать, по возможности до последней капли здравого смысла, — иронизирует Пётр Пушкарёв, шеф–аналитик TeleTrade. — Мнения о выступлении председателя американского Центробанка разнятся, некоторые умудрились увидеть там лишь подтверждения пускай медленного и постепенного, но всё–таки начала грядущего сокращения мощностей денежного принтера. На мой же взгляд (а судя по обновлениям всех исторических верхов биржевыми индексами Уолл–стрит и Азии — и на взгляд большинства крупных участников рынка тоже), основной посыл речи Пауэлла в Джексон–Хоуле заключался как раз в поиске поводов и всяческих оправданий для максимально растянутого во времени и дальше продолжения нынешней стимулирующей политики. Имея кучу цифр в руках, Пауэлл пытался доказывать, что вот вы все инфляцию видите, а на самом–то деле её не то чтобы нет, но она и не такая большая, как кажется из статистики, и скоро вся сама пройдёт. Инфляция мало сказалась на зарплатах, есть далеко не по всем видам товаров, говорил он, игнорируя гигантское подорожание металлов и другого сырья, — упражнялся в эквилибристике не хуже наших отечественных любителей сослаться в отрицании инфляции на удешевление чистки штор".
По мнению эксперта, этого подхода от Пауэлла и следовало ждать, учитывая гигантскую потребность команды Байдена в источниках для срочного финансирования планов "зелёных" инвестиций и вложений в инфраструктуру США.