Пандемия подстегнула развитие медицинской отрасли, дав зелёный свет ряду перспективных направлений, в том числе телемедицине и медицинскому туризму. Сегодня под них прорабатываются изменения в законодательстве, создаётся материальная база, идёт обучение специалистов. Но чтобы вывести рынок на принципиально новый уровень и тем самым привлечь в Россию дополнительные инвестиции, необходимо действовать более решительно — уверен Дмитрий Давыдов, предприниматель, автор проекта "20 идей по развитию России". "ДП" разбирался — как.
Одна из основных преференций, которую государство может оказать предпринимателям в качестве поддержки — это снижение налоговой нагрузки. Эффективность такой меры неоднократно подтверждалась на практике, например в России в период острой фазы пандемии это помогло остаться на плаву многим малым и средним предприятиям из наиболее пострадавших отраслей экономики. Что касается медицинской сферы, в данном случае отличным примером является Сингапур, где в кратчайшие сроки благодаря мощной поддержке со стороны государства была создана одна из ведущих систем здравоохранения в мире.
Добиться аналогичных результатов с привлечением в Россию новых инвесторов, а в медицинские институты и клиники — специалистов из разных стран, по мнению Дмитрия Давыдова, вполне возможно. Для этого необходимо в течение продолжительного периода, например 20 лет, установить налоговые ставки практически равные нулю на все виды налогов, связанных с деятельностью медучреждений, а также на заработную плату и доход врачей. Это не должно ударить по бюджету, так как коснётся только некоторых компаний, которые будут соответствовать определённым требованиям, а именно иметь большой оборот, полученный от посещений иностранных граждан. Что это даст медицинским учреждениям?
В первую очередь стимул к росту и саморазвитию, а это неизбежно приведёт к улучшению качественных и финансовых показателей каждого конкретного игрока и становлению здоровой конкуренции на рынке в целом. Но главное — в Россию потянутся высококвалифицированные специалисты из разных уголков мира. От этого немало выиграет и государство: клиники станут работать эффективнее, появятся новые направления деятельности, новые местные светила. Те же иностранные пациенты будут приезжать в Россию чаще, и не только чтобы сделать вакцинацию, но и на реабилитацию после коронавируса, а также за консультациями и терапией по таким популярным направлениям, как акушерство и гинекология, вспомогательные репродуктивные технологии, стоматология, диагностические исследования и онкология. К слову, в данный момент в Петербурге ожидается прирост потока только по внутреннему медицинскому туризму до 20-23%, а ведь аналогичную цифру можно получить и по иностранным гражданам.
Развитие медицинского туризма помимо всего прочего принесёт дополнительные налоговые поступления от других сфер бизнеса, активизировавших свою деятельность благодаря появлению нового направления: помимо индустрии гостеприимства существенно оживится малый бизнес, расширяя сети своих кафе, ресторанов, магазинов, химчисток, продажи сувениров, такси и т.д.
Наконец, очевидна и польза для пациента — это растущий на фоне конкуренции и привлечения новых специалистов уровень оказания медицинских услуг. Но здесь одновременно встаёт вопрос о том, что в большинстве развитых стран происходит автоматически. Речь о контроле качества.
Если ориентироваться на ту же Сингапурскую методику, то там все процедуры, связанные с лечебным физическим контактом, фиксируются на видеокамеру. Это защищает как пациента, так и врача — в случае возникновения спорных ситуаций в процессе лечения, а также сохраняет на электронном носителе всю информацию об истории болезни. Государству же легче осуществлять контроль за действиями медицинских работников в отношении пациентов и одновременно получать показатели продолжительности жизни своих граждан, уровня развития медицины в целом.
Таким образом, когда государство находится в диалоге с бизнесом, когда готово оказывать поддержку, когда при этом одновременно соблюдаются интересы всех сторон, в том числе конечного потребителя, будь то гражданин России или иностранец, только тогда возможно формирование равностороннего треугольника "государство-клиника-пациент", к которому необходимо стремиться.