Противостояние Китая с Западом — притча во языцех. Поднебесная уже по факту главная экономика мира, но Пекин в будущем видит риски и уже предпринимает усилия, чтобы не допустить сомнений в своём доминировании.
Тайные чемпионы
Китай обеспокоен тем, что его промышленность, хотя она и большая, может оказаться недостаточно сильной. Правительство объявило о новом плане по экспорту 10 тыс. "малых гигантов" — компаний, которые будут специализироваться и стремиться к доминированию в ключевых секторах. И всё это для борьбы с западными производителями. Вернее, главная цель — занять ниши в средней бизнес-прослойке по ключевым направлениям, а затем уже диктовать свои условия.
Поскольку пандемия обнажает зависимости и слабости глобальных цепочек поставок, не только Китай усиливает свою конкурентную игру — Европейская комиссия также рассматривает возможности обновления промышленной стратегии для европейского региона. Правда, пока Китай уже пришёл к решениям и запустил процессы, в Брюсселе всё ещё размышляют.
В последнее время Китай беспокоится о состоянии своей промышленности: в прошлом году производственный сектор обеспечил чуть более четверти внутреннего валового продукта Китая, что является самым низким показателем с 2012 года.
Промышленность остаётся двигателем экономики Поднебесной, особенно по мере того, как мир восстанавливается после пандемии, но власти страны также видят растущее число слабых мест: хотя сектор велик, он недостаточно мощный, и по мере роста конкуренции во всё большем количестве секторов китайские производители могут в будущем оказаться на обочине.
"Наши основные возможности всё ещё слабы, а ключевые технологии находятся в руках других", — цитирует BBC слова министра промышленности и технологий Китая Мяо Вэя, сказанные в начале апреля. Он тогда публично размышлял, что страна, если будет медлить, рискует "получить удар в горло".
Через 3 месяца после выражения своей озабоченности у Китая появилось решение. По данным Global Times, страна решила принять стратегию "тайных чемпионов".
Выращивание гигантов
Шесть министерств Китая объединились для обнародования плана, согласно которому к 2025 году в стране будет создано 10 тыс. "малых гигантов". Буквально Little Big — предприятий, специализирующихся на нишевых отраслях, а также 1 тыс. предприятий, выступающих и в конечном итоге лидирующих в определённом секторе производства.
По данным издания, это решение является частью общего изменения стратегической политики Китая на ближайшие 5 лет, когда страна обещает сосредоточиться на достижении прорывов в ключевых промышленных секторах и цепочках поставок.
Хотя крупные отечественные производственные сети должны оставаться основой промышленного сектора Китая, страна также намерена уделять больше внимания развитию местных "малых гигантов". Китай считает, что такие компании помогут стране догнать в передовых отраслях американских, японских и немецких производителей, где разрыв между азиатскими промышленниками начинает увеличиваться по мере того, как Запад инвестирует в развитие собственных цепочек поставок.
Новый план также направлен на поощрение независимых инвестиций в инновации, модернизацию производства и цепочек поставок, а также на совершенствование законодательства в области финансирования бизнеса и развития талантов.
"Мы извлекли уроки из атаки США на рост технологического сектора Китая. В предыдущей пятилетке мы сосредоточились на расширении рынка и производственных мощностей, но обострение технологической войны между Китаем и США выявило риски отсутствия достаточного количества "тайных чемпионов" в важнейших отраслях", — цитирует Global Times вице-президента Пекинской ассоциации экономических операций Тянь Юня.
В Европе также происходят изменения
"Тайных чемпионов" можно найти и в Европе — этот термин также закреплён в Европейской промышленной стратегии.
С принятием документа в начале 2020 года, как раз перед тем, как мир вступил во времена пандемии, новая реальность уже тогда заставила Европейскую промышленную стратегию меняться.
Обновлённая промышленная стратегия ЕС фокусируется на слабых сторонах региона, а сегодня ещё и подверженных пандемии. По данным Euractiv, обновлённый документ добавляет в стратегию региона необходимость достижения независимости от третьих стран в важных для экономики секторах, хотя полного консенсуса о том, как это сделать, нет.
В первоначальном документе, когда он был представлен общественности, ЕК заявила, что Европе необходимо добиваться стратегической автономии, которая описывалась как "построение новой глобальной экономической системы и развитие двусторонних взаимовыгодных отношений, защищая себя от несправедливых и нечестных практик".
Как добиться такой автономии — это всё ещё вопрос разногласий. Стратеги ЕС продолжают искать решения.
Дебаты о будущем промышленности ЕС разделились на два лагеря: первый, возглавляемый Францией, считает, что государства должны играть большую роль в стимулировании местного производства, даже если это потребует протекционистских мер. Против этого выступают либералы, которые утверждают, что свободная торговля должна быть сохранена, даже если это означает, что регион будет зависеть от внешних поставщиков.
"Северные страны говорят, что они не должны вмешиваться. Юг больше заинтересован в самостоятельном продвижении вперёд. И мы вместе с Германией пытаемся понять, как создать решение у себя дома и как регулировать тех, кто нас окружает", — цитирует Euractiv французского евродепутата Филиппа Латомба.