У петербургских автобусных перевозчиков, оставшихся за бортом транспортной реформы, не так много вариантов удержаться на рынке. Заинтересовать пришедших на их место москвичей шансов тоже мало.
В новую эру транспортного обслуживания жителей Петербурга из 12 частных местных перевозчиков вошли только три. Остальные в 2022 году, когда истекут их контракты, должны будут покинуть этот рынок. Одни компании, предвидя такую ситуацию, заранее начали готовить запасные варианты, другие, вероятно, будут стараться по максимуму продать свои мощности, судьба третьих пока не ясна.
Гостеприимная Ленобласть
Как и предсказывал "ДП", такие перевозчики, как ООО "Пальмира" и ООО "АТП Барс–2", сделали ставку на соседнюю Ленинградскую область. Первый опыт работы в этом регионе у "Пальмиры" был в 2019 году, после чего компания, разобравшись в специфике этого рынка, постепенно стала наращивать своё присутствие там. За маршрутами во Всеволожске последовали города Пикалёво, Тихвин, Волхов, а после и весь Волховский район.
"На сегодняшний день нас устраивает имеющийся объём по Ленинградской области. Будем работать над оптимизацией и улучшением качества перевозок", — прокомментировали "ДП" планы по расширению своего присутствия в Ленобласти в компании "Пальмира".
Помимо работы на регулярных маршрутах в соседнем регионе "Пальмира" планирует дальше развивать направление заказных перевозок. Вопросов по подвижному составу, как и по основным площадкам, после ухода с петербургского рынка регулярных перевозок у компании нет: всё будет задействовано в других видах деятельности.
"Ничего не поменялось, мы планируем работать в Ленобласти и смотреть за дальнейшим развитием ситуации. Наши областные договоры будут действовать ещё долго, мы их только недавно заключили. Другие регионы пока не рассматриваем", — рассказал гендиректор "АТП Барс–2" Андрей Заботин.
Из небольших петербургских перевозчиков на областных маршрутах также работает ОАО "АТП–31".
"В Ленобласти максимум конкурсных процедур уже прошло. Кто смог, туда уже ушёл и вкладывает по полной. А что будут делать остальные перевозчики — не ясно", — говорит один из собеседников "ДП" на транспортном рынке.
По частям
Продать свой транспортный бизнес целиком перевозчикам, не вошедшим в реформу, нереально, говорят эксперты. Куда больше шансов сбыть хотя бы подвижной состав в другие регионы. Субъектов, которым петербургские б/у автобусы будут в радость, достаточно. Но через пару лет и туда, вероятно, придёт транспортная реформа. Поэтому, если продавать автобусы, чтобы они подольше прослужили, нужно рассматривать регионы ближе к Уралу. Стоит учитывать и фактор цены на "вторичку", которая сейчас упадёт. Большой класс автобусов и вовсе не очень востребован в регионах, это история городов–миллионников.
"Любая бизнес–модель строится на подписанных бизнес–контрактах. Вы же покупаете не только основные средства, а автомобильный бизнес. Автомобильный бизнес — это контракты. Без них это железо на колёсах. Без работы техника будет просто гнить", — отмечает руководитель одной из петербургских транспортных компаний.