Прошедший год для медицинских клиник и лабораторий Петербурга стал настоящим вызовом.
Пандемия оказалась как испытанием на прочность, так и точкой роста для многих компаний, которые трансформировали свои услуги вместе с новыми потребностями пациентов. Большинство клиник называют ковидный год достаточно успешным, несмотря на его неудачную первую половину. Затишье перед бурей — именно так можно охарактеризовать произошедшее на рынке медицинских услуг в самом начале пандемии. Несмотря на сокращение количества пациентов, после снятия ограничений объём оказываемой помощи вырос в несколько раз.
По словам генерального директора клиники BaltMed Дмитрия Мокроусова, спрос среди петербуржцев точно соответствовал заболеваемости в городе в целом.
"В период пиков были более востребованы диагностические услуги: лабораторные и рентгенологические, консультации врачей общей практики и терапевтов. Отмечалась некоторая паника среди пациентов, которые были здоровы, но хотели исключить новую коронавирусную инфекцию, или им требовалось предоставить результаты этих исследований — по месту работы или отдыха. В периоды спада становились вновь востребованными услуги стоматологии, косметологии, плановые осмотры и обследования", — отмечает он.
С коллегой по цеху соглашается и директор по медицине многопрофильного центра "СМ-Клиника" в Петербурге Сергей Пониделко. По его словам, волнообразное течение коронавирусной инфекции и даёт эти колебания востребованности. "В разгар пандемии спрос на определённые услуги растёт, в период затухания — падает или умеренно снижается вследствие компенсации отсроченным спросом на отдельные виды хирургической и стационарной помощи. Например, компьютерная томография (КТ) во внепандемийный период показывает скромную рентабельность, а в период вспышки инфекции, вызывающей поражение лёгких, загрузка становится близка к 200%", — говорит он.
Чудо зубной феи
Тяжелее всего пришлось стоматологиям — стремительное падение спроса сказалось на них сильнее, чем на остальных медицинских сферах. "В апреле пришлось закрыть центры в связи с пандемией, выручка за время которой упала на 80%. Люди были напуганы, спрогнозировать спрос было сложно — закрытие стало серьезным ударом. Только в июле удалось войти в прежний режим работы и увеличить прибыль на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эту динамику мы сохраняем до сих пор — за 2020 год мы смогли повторить результаты 2019 года, несмотря на почти три нерабочих месяца", — отмечают в стоматологии "ИНТАН".
Аналогичная ситуация наблюдается и в сети клиник "Скандинавия". По словам Ольги Васильевой, генерального директора компании, несмотря на то что 2020-й оказался самым сложным годом, он стал и одним из самых успешных для компании. Так, несмотря на прекращение плановой помощи на несколько месяцев, удалось сохранить выручку на уровне 2019 года.
Выживут сильнейшие
Компенсировать потери первого полугодия 2020-го медицинским клиникам помогли новые услуги, которые стали востребованными в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации — это касается проведения КТ-исследований и ПЦР-тестов. Пандемия дала толчок для технологического развития лабораторной и медицинской отраслей в целом. Поэтому увеличить финансовые показатели удалось тем, кто вовремя переформатировал бизнес под новые условия.
"Безусловно, пришлось серьёзно перестраивать работу клиник, особенно в Петербурге. Уже с марта 2020 года мы расширили систему помощи на дому, увеличили спектр диагностических услуг (прежде всего, КТ-исследований) и создали мобильные бригады по отбору биоматериала для последующего тестирования пациентов на COVID-19, а также запустили собственную ПЦР-лабораторию. В результате выручка в 2020 году выросла почти на 40%", — рассказал генеральный директор группы клиник "СОГАЗ Медицина" Владислав Баранов.
В начале пандемии и введения режима самоизоляции в марте-апреле 2020 года продажи традиционных исследований, востребованных в обычное время, снизились. Падение заказов в диагностических центрах Петербурга доходило до 40%. Перестроить бизнес под новые запросы пациентов было практически невозможно без усиления персонала. По словам Дарьи Горякиной, заместителя генерального директора лабораторной службы "Хеликс", в Петербурге с начала пандемии компания набрала около 400 новых сотрудников, причём большинство — на должности курьеров и лаборантов. "Всё это реализовывалось и создавалось в условиях локдауна, дефицита расходных материалов, полной перестройки логистики, удалённой работы офисных сотрудников. Такая готовность нашей компании к "проверке на прочность" была бы невозможна без сильных ИТ-решений, гибких операционных процессов и слаженной работы команды", — добавляет она.
Поймать тренд
Запуск амбулаторных КТ-центров стал главным приобретённым опытом 2020 года для большинства медицинских учреждений. "Хотя весной прошлого года отмечалось падение объёмов исследований в центрах МРТ, финансовые результаты не пострадали, так как пришлось активно включиться в борьбу с коронавирусной инфекцией, переоборудовав центры КТ под обследование лёгких пациентов с подозрением на заражение COVID-19", — говорит Аркадий Столпнер, председатель правления Медицинского института им. Березина Сергея (МИБС).
Другим важным трендом оказался переход на цифру — практически всем медицинским клиникам пришлось сделать акцент на получение медицинский помощи и сервиса через онлайн-запись. Упрощение коммуникации между клиникой и пациентами в условиях самоизоляции оказалось одним из важных шагов для роста спроса. В период пандемии стали очень популярны дистанционные сервисы, такие как телемедицина, медицинские услуги на дому, формат бесконтактного тестирования. Иными словами, клиники, которые смогли вовремя подхватить этот тренд, оказались в выигрышном положении. "Пандемия "встряхнула" частные компании, стимулировала их быть технологичнее, быстрее", — добавляет Сергей Пониделко.