Почему "эффект зума" и шквал операций на лице после онлайн-удалёнки — не более чем надуманная тенденция.
Вышел лицом в эфир онлайн-совещания и сразу всё про это самое лицо понял: тут бы подправить, а тут — подтянуть. Фронтальные и веб-камеры многим "помогли" (услуга, конечно, медвежья) выявить в себе изъяны, а затем решиться на их исправление или хотя бы на консультацию у пластических хирургов.
Звучит логично и гладко, но только это не то чтобы правда. Откуда взялся миф о повсеместном "эффекте зума"? И почему идеальные картинки инфлюенсеров и менее эффектное "отражение" в ноутбуке если и влияют на решение целевой аудитории пластических хирургов в Петербурге, то чуть ли не в последнюю очередь?
Желание клиента — загон
По данным Американского общества пластических хирургов (ASPS), за 2020 год в США уменьшилось количество проведённых плановых операций, зато увеличилось число консультаций у врачей. Во время пандемии 11% опрошенных указали, что сейчас они больше заинтересованы в пластической хирургии или нехирургических процедурах, чем до COVID. Этот показатель ещё выше среди тех, кто уже некогда переносил операцию или процедуру — 24%.
В Петербурге, казалось бы, количество консультаций у хирургов в прошлом году тоже повышалось (в группе компаний "ГрандМед", например, на 10-15% по сравнению с 2019 годом). Всё это — из-за взращенных удалёнкой комплексов "неидеальности"? Не совсем так.
Почти весь II квартал пластические хирурги не могли проводить плановые операции, но вместо этого концентрировались на консультациях — в том числе онлайн. Отсюда — естественное математическое снижение показателя по "необязательным" оперативным вмешательствам в 2020-м и такой же ожидаемый рост числа консультаций и клиентского интереса: у кого-то появились "лишние" деньги в отсутствие заграничных отпусков, у других — время. Зато серьёзных "зум-комплексов", пожалуй, не так и прибавилось — по крайней мере в Петербурге, как считают эксперты.
"Конечно, некоторым клиентам своё лицо на экране казалось не совсем таким, каким хотелось бы. Отчасти это подтолкнуло людей к изменениям. Но всё же речь далеко не про каждого второго — это было бы перебором", — отмечает Оксана Власова, директор по развитию группы компаний "ГрандМед".
И добавляет, что важнее другая тенденция, рождённая онлайном: удалённая работа позволила многим воплотить давние планы. Пластическая хирургия требует реабилитации, а на удалёнке скрыть это проще — не нужно постоянно быть в обществе.
Буду резать
По словам Максима Шадрина, директора по стратегическому планированию клиник "Меди", в 2021 году здесь наблюдают рост доли операций на лице на 14% (по сравнению с "доковидным" 2019-м).
И даже это связывать с мнимым "зум-эффектом" преждевременно: по наблюдениям Марии Волох, завкафедрой пластической и реконструктивной хирургии СЗГМУ имени И. И. Мечникова, количество операций на лице в принципе растёт в последнее десятилетие, а не только в 2020-2021 годах, проведённых под веб-камерами.
"Популярность операций на лице никак не связываю с ковидными изменениями. Скорее, её можно объяснить тем, что клиенты стали больше доверять врачам: результаты операций в последние годы значительно лучше", — объясняет Мария Волох.
По словам пластических хирургов, средний возраст их клиентов — 45+ лет. Сейчас начинают взрослеть те, кому было 20 лет в нефтяные и денежные 2000-е годы. Тогда они уже успели опробовать "пластику" на себе и сейчас достаточно знают об эстетической медицине. Хирурги в один голос говорят: тут ни до "зум"-, ни до "инстаграм"-эффектов — состоявшиеся, обеспеченные люди не так уж просто поддаются влиянию соцсетей. Подвластна ему, скорее, клиентская база косметологов — моложе на 10-15 лет, часто менее опытная и нажившая меньший капитал.