Процесс реновации типовых станций петербургского метро похож на реновацию хрущёвок. И идёт столь же медленно. Но тут дело во вкусе.
В среду, 8 сентября, Градсовет обсудил реконструкцию очередной станции метро — "Фрунзенской". Это не первый пример типовой станции начала 1960–х годов, которую хотят переделать.
По–видимому, негласную чёрную метку они получили после обрушения козырька "Сенной площади" на синей линии в 1999 году, под развалинами которого погибло семь человек. Причиной трагедии сочли ошибки проектирования (козырёк не имел сплошной арматуры) и невнимательную эксплуатацию (метрополитен вовремя не выявил дефекты). Тогда же, обратим внимание, взяли на заметку "Парк Победы" и "Фрунзенскую". Как свидетельствует публикация "Коммерсанта" тех лет, их козырьки тоже сочли опасными и приняли временные меры. Заметим также, что "Электросила", "Фрунзенская", "Парк Победы" и "Горьковская" построены на основе одного типового проекта архитекторов Арона Гецкина и Валентины Шуваловой.
Начали вместе
Непосредственный старт кампании по демонтажу советских станций совпал с началом реновации хрущёвок. Что символично, ведь сами эти станции тоже являют собой своего рода лаконичные хрущёвки. В 2008 году в городе стартовала программа развития застроенных территорий, и в том же году снесли станцию метро "Горьковская", построенную в 1963–м. На её месте возвели здание в виде летающей тарелки, облик которого только на первый взгляд не связан с образом великого пролетарского писателя. Спустя годы можно осторожно предположить, что он всё–таки отсылает к космизму в творчестве Горького, а огромная грудь парнокопытного животного на потолке — образ "матери". Площадь тарелки, по данным "Википедии", втрое больше вестибюля Гецкина.
Результаты обеих реноваций долгое время были сопоставимы. В 2018 году, спустя 10 лет после того, как снесли "Горьковскую", программа реновации хрущёвок была выполнена на 1,5%. При этом первые собственно хрущёвки снесли в 2020 году, это произошло в Сосновой Поляне (до этого сносили сталинские коттеджи и частные дома). Хрущёвки были 5–этажные; взамен в квартале возведены дома высотой 17 этажей. То есть можно наблюдать трёхкратный рост, как и в случае с "Горьковской".
СКК снесли, метро ещё нет
Тем не менее, несмотря на скромные темпы, оба процесса продолжались. В 2017–м стало известно о планах по реновации вестибюлей "Парка Победы" и "Фрунзенской", а годом позже Смольный продлил программу реновации хрущёвок (хотя приготовления и к тому и к другому шагу, разумеется, начинались раньше).
При этом город стал как будто более осторожен в отношении с инвесторами. Если для "Горьковской" перед утверждением тарелки рассматривались варианты надстройки многофункциональным зданием в несколько этажей, то внизу синей ветки город как будто сразу задумал справляться своими силами.
На месте круглого вестибюля "Парка Победы" хотят построить тоже круглый вестибюль, только побольше и другого дизайна (что похоже на случай с "Горьковской"). Последний раз варианты рассматривали на Градсовете в прошлом году. Член совета Владимир Линов связывал внимание именно к этой станции с тем, что неподалёку расположена стройка спорткомплекса на месте СКК. Впрочем, СКК уже снесли, а за "Парк Победы" ещё не принялись.
Парковки не нужны
Над "Фрунзенской" задумали построить единый диспетчерский центр метрополитена. В метро готовы были рассмотреть для его размещения и другие варианты, но вспомнили про козырёк.
По словам начальника метрополитена Евгения Козина (его слова цитировали "Санкт–Петербургские ведомости"), "нынешний вестибюль этой станции всё равно требовал реконструкции из–за наличия у него нависающего козырька", "такая конструкция признана опасной". Кроме того, добавим, это место дорого подземщикам тем, что от него всего одна станция до существующего офиса метрополитена на "Технологическом институте".
"Из чувства патриотизма все (сотрудники) туда будут ездить на метро, наверное, руководство сможет это приказать", — предположил в среду на Градсовете главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев, обсуждая обеспеченность парковками проектируемого здания диспетчерского центра над "Фрунзенской".
Не из чрева паука
На совете обсуждали новый вариант этого здания. "ДП" уже писал, как меняются вкусы заказчиков метро. На примере подземных вестибюлей "Проспекта Славы" петербуржцы могли наблюдать возвращение пятиконечных звёзд и стилизованных ковровых дорожек. Тем не менее при этом прослеживалась тема выхода из брежневского подземелья на капиталистический свет божий (сами выходы, выныривающие на поверхность, решены в стиле хай–тек).
Теперь по сравнению со временами Валентины Матвиенко, когда на кульманах зодчих рождалась "Горьковская", запрос на "стаканизм", по–видимому, снизился до такой степени, что образу выхода на поверхность противопоставляется погружение в классику. В связи с чем стеклянный паук, из чрева которого ранее собирались выпускать пассажиров "Фрунзенской", уступил на чертежах место постройки в стиле, который может напомнить по фасаду ар–деко 1930–х годов (рецензент Михаил Мамошин охарактеризовал его как "геометризированный классицизм").
Членов совета, среди которых Никита Явейн и Сергей Орешкин, смутила слишком крупная тектоника фасада при слишком большой высоте, сопоставимой с высотой соседних жилых домов. Главный архитектор проекта Александр Сохацкий связывал практически полностью выбранную высоту 28 метров, допустимую по регламентам, с техническими требованиями. Но не исключено, что заказчики хотели бы видеть центр управления более заметным. В принципе, если сделать здание ещё более классическим, можно снабдить его башенкой, с которой удобно наблюдать за соседними станциями.