Такого мнения придерживаются участники круглого стола "Делового Петербурга" и ИМИСП.
Как наиболее эффективно наладить сотрудничество IT-компаний с органами государственной власти? Способны ли предприятия самостоятельно решить проблему кадрового дефицита? И нужно ли IT-сектору стремиться к большей прозрачности и открытости? Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола "Актуальное состояние IT-рынка Санкт-Петербурга", организованного "Деловым Петербургом" совместно с Санкт-Петербургским международным институтом менеджмента (ИМИСП).
Сфера IT уже давно вносит весомую долю в городской ВРП. Поэтому разобраться в том, какова её структура, и какие факторы сдерживают дальнейший рост — насущная и важная задача. Одним из поводов для обсуждения проблем рынка стал выход нового спецпроекта "ДП" — Рейтинга IT-компаний Петербурга, в котором журналисты издания попытались ответить на часть этих вопросов. Теперь же свою точку зрения изложили сами игроки рынка.
Руководители компаний, представители власти и журналисты собрались на площадке кампуса ИМИСП — одной из старейших российских бизнес-школ. Собравшихся поприветствовал ректор ИМИСП, экс-руководитель IT-бизнеса Ярослав Павлов, который отметил, что среди сегодняшних экспертов отрасли очень много выпускников этого института.
Ведущий обозреватель редакции спецпроектов АО "ДП Бизнес-пресс" Георгий Вермишев отметил, что в процессе создания проекта журналисты столкнулись с рядом сложностей, основные из которых заключалась в нехватке данных, а также в сложной географии. Дело в том, что многие IT-компании Северной столицы ориентированы на экспорт. Они имеют юрлица в разных городах России, а также за рубежом. В таких условиях крайне сложно определить, какая доля их общей выручки и уплачиваемых налогов приходится на Петербург.
Бизнесу добавят данных
Одной из самых бурно обсуждаемых тем стало сотрудничество коммерческого IT-сектора с государственными структурами. В конце августа комитет по информатизации и связи утвердил программу цифровой трансформации Петербурга на ближайшие четыре года. "Предполагается создание условий, когда бизнес смог бы развивать различные сервисы за счёт тех данных, которыми государство готово поделиться. У нас в рамках нашего подведомственного учреждения СПБ ИАЦ накоплен большой пул данных. Простой пример — запись детей в дошкольные образовательные учреждения. Сейчас это происходит в режиме поиска в интернете, обзвона и общения с учителями. Что мешает сделать условно uber в этой сфере непонятно", — сказал заместитель председателя КИС Сергей Поляков. Сейчас город собирает заявки бизнеса на подключение к данным через портал "Петербург.ру". "Львиная доля компаний готова развивать продукт, связанный с инфраструктурой, например, цифровизацией парковочных пространств", — добавил Поляков.
Каким образом может быть реализован такой механизм, пока неясно. Работа с данными всегда упирается ограничения. Однако в целом инициатива выглядит здравой. Причём Петербург будет не первым городом в мире, где опробуют такую практику. Как отметил директор филиала АНО "Японский центр по развитию торгово-экономических связей" Сатаке Акихико, опыт, когда правительство предоставляет бизнесу данные, а взамен получает цифровой продукт, есть, например, у Осаки.
Обсудив перспективы сотрудничества государства и бизнеса, участники круглого стола перешли к текущим проблемам, которых немало. В целом IT-компании готовы сотрудничать с государством. Но на этом пути хватает препон, как очевидных, так и неожиданных. Президент группы компаний "Корус Консалтинг" Александр Семёнов обращает внимание: хотя в последнее время деньги и стали тратиться эффективнее, главной проблемы это не решает. "Денег становится больше, проекты – масштабнее, появляются госигроки (Ростелеком, Ростех и т.д.), которые претендуют на эти деньги. И встаёт вопрос: где здесь место для коммерческих компаний?", — задался вопросом эксперт.
Валентин Макаров, президент НП "РУССОФТ" называет рост роли госкорпораций угрозой для экономики. Такие компании тратят деньги на развитие своих непрофильных бизнесов, маржинальность у которых отрицательна. "От этого нет прибыли. Не конкурируя на других рынках, такой бизнес не может быть эффективен. Куда выше роль компаний, которые создают новое, борются на разных рынках", — парирует он.
Нехватка знаний
Между тем, отрасль продолжает испытывать кадровый голод. Причём специалистов не хватает не только компаниям-разработчикам ПО, но и представителям других отраслей, имеющим внутренние IT-подразделения? Поэтому бизнесу приходится инвестировать в подготовку сотрудников таких отделов. По этому пути пошли, например, в Seven Suns Development. IT-директор строительной компании Елена Сулейманова считает, что вузовского обучения программистам может оказаться недостаточно, да и его качество оставляет желать лучшего. Впрочем, дело не только в этом. "На втором-третьем курсе студенты начинают работать, искать сильных разработчиков среди выпускников бессмысленно, потому что большинство из них к моменту выпуска уже трудоустроены", — отметил генеральный директор "Ланит-Терком" Вадим Сабашный.
Некоторые игроки рынка предпочитают обучать IT-специалистов параллельно с университетами. Например, в Nexign подписали соглашение о сотрудничестве с СПБПУ, есть совместная магистратура с ИТМО, организация сотрудничает и с СПБГУ. "У нас также есть корпоративный университет, где учатся сотрудники. Открыта и собственная школа тестировщиков, которая позволяет готовить людей с нулевым или минимальным опытом", — рассказала руководитель отдела по связям с общественностью и рекламе компании Nexign Галия Сайфутдинова.
Но нехватка "рядовых" специалистов — ещё полбеды, управленцы — тоже в дефиците. "Мы считаем, что компания сама должна готовить такие кадры, например, учить руководителей проектов быть линейными менеджерами. Бизнес-образование корпоративное и университетское должны идти вкупе. Хотя это дорогое удовольствие", — считает Анатолий Суркис, президент группы компаний Digital Design. В "Ланит-Терком", кстати, обсуждали с комитетом по труду и занятости населения другую возможность борьбы с кадровым голодом. Предлагалось взять базы центров занятости и приглашать на собеседования тех, кто ищет работу в IT. Хотя такой подход может создать конкуренцию job-порталам.
Серость или открытость
Острая дискуссия развернулась вокруг вопроса о закрытости IT-отрасли. Руководитель редакции спецпроектов АО "ДП Бизнес-пресс" Артемий Смирнов спросил собравшихся: почему так получается, что из всех сфер городской реальности IT максимально "серая" с точки зрения предоставления данных? Эксперты принялись этот довод оспаривать. "Думаю, что с изменениями законодательства компании стали полностью прозрачны. Возможно, в небольших организациях — стартапах, где работают 10 ИП, и присутствует некоторая закрытость, но это не компания в полном смысле слова", — указал Вадим Сабашный.
Его поддержали и другие участники круглого стола. Прозвучало предположение о том, что определённое стремление к закрытости может возникать у компаний, потому что они занимаются творческой деятельностью, а вопрос о её оценке — очень сложен. "Я не видела отрасли более "белой" и готовой к диалогу с государством отрасли, чем IT. Да, то, что мы производим, нельзя потрогать руками, но мы создаём огромные экосистемы", — сказала Галия Сайфутдинова.
Главный тезис, которого придерживаются руководители компаний: не вкладываясь в "цифру", фирма лишает себя перспектив. "У собственника должны сработать весы: здесь сэкономил и уложился в KPI по зарплатам, а здесь потерял долю рынка через два-три года, отстал в бизнес-модели, остался в прошлом, потерял свою конкурентоспособность", — подчеркнул Всеволод Кузьмич, экс-директор по IT "Ленты", директор Департамента развития цифровой платформы "Газпромнефть".