Полный переход на дистанционный формат обучения в России невозможен, поскольку это приведёт к существенному снижению качества образования. Однако сочетание очного формата с удалёнными элементами и онлайн-режимом вполне допустимо.
Об этом министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил на круглом столе "Высшее образование в условиях пандемии: вызовы и решения". Главной темой для обсуждения стал доклад "Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию". Над исследованием по поручению главы Минобрнауки работали 13 российских университетов.
Исследование было построено на результатах социологического опроса 36 тыс. студентов, среди которых 11% — иностранцы, 24 тыс. преподавателей и 800 родителей.
"Разумное сочетание очного формата с удалёнными элементами позволяет держать соответствующий уровень качества образования. Онлайн возможен в отношении отдельных программ, которые человек выбирает осознанно", — отметил чиновник.
По его словам, уровень развития цифровой инфраструктуры вузов является главным требованием для обеспечения качественного образования, а отсутствие технических возможностей для смешанного обучения — это риск для всего учебного процесса. В пандемию наиболее успешно справились именно те ведущие вузы, которые уделяли много внимания развитию цифровых сервисов.
"Не пандемия снизила или повысила качество образования. Она как рентген высветила проблемы в высшей школе. Сильные стали сильнее, а слабые слабее", — добавил Фальков.
О включении цифровых онлайн-инструментов в процесс образования рассказал ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. Преподаватели начали активнее использовать электронные ресурсы и создавать свои. "На занятиях большое внимание стало уделяться вовлечению студентов. При этом содержание образования диверсифицировалось: чётко выделились как элементы, которые легко осваиваются тренингами, тренажерами, индивидуальными занятиями, так и темы, для успешного освоения которых нужны гибридные форматы обучения и командная работа", — уточнил Реморенко.
"Один из инструментов, который позволил нам с первого дня перехода в электронный формат держать на контроле пульс студенческой жизни в университете, — студенческая оценка преподавания. Это анонимный инструмент, который реализуется в университете с 2015 года. Более 90% студентов Вышки 4 раза в год принимают участие в данной процедуре. Она проходит накануне сессии, чтобы на её объективность не могли повлиять эффекты сессионной недели, реваншизм и т. д.", — подчеркнул ректор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Никита Анисимов.
Как сообщал "ДП", в начале сентября ректор "Университета 2035" Нина Яныкина во время презентации исследования "Университетские кампусы и город. Повышение конкурентоспособности российского образования" заявила, что развитие онлайн-технологий превращается в новую сверхзадачу системы образования.
По её мнению, в ближайшее время жизнь и процесс обучения студентов претерпят существенные изменения из-за надвигающегося процесса цифровизации.