От заката до рассвета: судьбу выборов в Петербурге будут решать днём и ночью

Автор фото: Лидия Верещагина

Сегодня, 17 сентября, в Петербурге началось трёхдневное голосование. Оппозиция скептически относится к такой процедуре, и не зря: проконтролировать, что происходит с бюллетенями по ночам, она не сможет.

Прежде трёхдневное голосование применялось при изменении Конституции. Но тогда результаты никого, кроме Смольного, всерьёз не интересовали и никто за них биться не собирался. Не то что сейчас.
Координатор петербургского отделения движения "Голос" (внесено в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента) Полина Костылева отметила, что трёхдневное голосование затрудняет наблюдение на участках, особенно в случае надомного голосования, где разрешено использование до пяти урн (списки и одномандатники в ЗакС и Думу плюс две муниципальные кампании).
Основная проблема может возникнуть при обращении с сейф–пакетами. Согласно постановлению ЦИК, 17 и 18 сентября избирательные бюллетени из переносных и стационарных ящиков на ночь будут помещаться в сейф–пакеты в присутствии членов участковых избирательных комиссий (УИК). Дополнительно к каждому сейф–пакету составляется акт. Однако главное остаётся неизменным — ключ от сейфа, где будет храниться сейф–пакет с бюллетенями, остаётся у председателя комиссии.
По словам Полины Костылевой, "есть слухи, что якобы существуют вторые тиражи этих пакетов, которые могут быть использованы для подмены. Сейф, конечно, опечатывается, но клеем ПВА, и при должной сноровке тем, кто захочет вскрыть его и фальсифицировать, это не составит труда. Поэтому особенно важно проводить ночной контроль под дверями избирательных участков".

Мало героев

Чтобы отследить все возможные нарушения, нужно достаточно большое число наблюдателей. "Мало героев, которые смогут наблюдать по 12 часов все 3 дня. В идеале хорошо бы, чтобы на каждом участке было как минимум по три наблюдателя: один остаётся в помещении, а двое идут вместе с урнами контролировать надомное голосование", — отмечает Полина Костылева.
В случае использования КОИБ (комплекс обработки избирательных бюллетеней) в конце каждого дня голосования бюллетени из переносных ящиков опускаются в электронную урну, после чего распечатываются данные о количестве содержащихся в комплексе бюллетеней. Утром следующего дня они снова распечатываются и сверяются.
Всего в Петербурге 1940 постоянных УИКов. Ещё 112 организовано в местах временного пребывания избирателей: больницах (в том числе "красных зонах", где врачи на 3 дня станут членами комиссий, а больные — избирателями и наблюдателями), на кораблях, полярных станциях и в СИЗО. Соответственно, чтобы закрыть наблюдением все участки, куда наблюдателей будут пускать, необходимо около 6 тыс. человек. А если учитывать необходимость посменного дежурства в ночное время, это число надо увеличить как минимум вдвое.
И, что самое главное, своих наблюдателей должна выставить каждая партия, заинтересованная в контроле за результатом голосования. А сами эти наблюдатели должны не просто дремать на стуле в уголке, но и быть морально готовыми ловить фальсификаторов, внимательно следить за подсчётом голосов, требовать протоколы и при необходимости выдерживать давление. А также хоть как–то разбираться в законодательстве.
Понятно, что таких людей во всём городе и на одну партию не наберётся.

Софт в помощь

У парламентских партий есть существенное преимущество: они направляли (или, по крайней мере, имели право направить) в каждую участковую избирательную комиссию своего представителя в момент их формирования. Однако нет уверенности, что делегированные ими люди хотят и готовы бороться за голоса родной партии. Как правило, качественными наблюдателями и членами УИКов партийцы закрывают только стратегически важные для себя округа, а в остальные делегируют первых попавшихся людей, зачастую по спискам, которые им присылают сами избирательные комиссии.
Как рассказали "ДП" в реготделении партии "Справедливая Россия", там успели обучить более 2500 человек, которые будут пользоваться собственным партийным приложением "Справедливый Наблюдатель". С помощью этого софта данные с участков автоматически будут передаваться в общую базу. Кандидат в ЗакС от Партии роста Павел Кондрашов рассказал, что также делал ставку на членов УИК от партий. "На моей избирательной территории 54 комиссии из 72 покрыто членами УИК от партии, плюс от нас ожидаем на каждом третьем участке наблюдателя".
Кондрашов рассказал, что для членов комиссий и наблюдателей создан чат–бот, который помогает избежать ошибок на участках и фиксирует всю информацию по итогу каждого дня. "Также в вопросе наблюдения удалось объединиться с некоторыми кандидатами от других партий. Кроме того, часть наблюдателей приходит от общественных организаций, таких как “Наблюдатели Петербурга”".

Настроения прошли

На прошлых выборах оппозиционные партии активно использовали ресурс этой организации, направляя подготовленных ею волонтёров в качестве своих представителей на участки. В "Наблюдателях" не стали сообщать "ДП", сколько человек отправили в этот раз, пообещав озвучить цифру по итогам выборов. Но уверили, что она будет больше, чем 5 лет назад. Впрочем, надо отметить, что тогда в обществе были сильны "волонтёрские" настроения и многие люди готовы были идти на участки контролировать голосование. Сейчас такого нет.
Как рассказали "ДП" в городском избиркоме, в качестве наблюдателей заявились 6546 человек, из которых от кандидатов–одномандатников представлено 543 наблюдателя, от избирательных объединений — 4047, а от субъектов общественного контроля — 1956.
Примечательно, что в этот раз интерес к наблюдению проявляет и "Единая Россия". Говорят, в те округа, где "макаровские" противостоят "смольнинским", контролировать честность голосования отправляют медработников из Петроградского района.

Смотри — не хочу

С видеонаблюдением, которое на прошлых выборах дало множество роликов с миллионными просмотрами в YouTube, в этот раз будут проблемы. ЦИК решила отказаться от массовой онлайн–трансляции, заявив, что это слишком затратно из–за трёхдневного голосования.
Если раньше видеотрансляцию мог посмотреть любой желающий, теперь она будет вестись на служебном портале, а увидеть её смогут только участники выборов. Всем остальным любопытствующим для этого нужно будет лично посетить Центр общественного наблюдения (ЦОН), организованный Общественной палатой Петербурга в "Невской ратуше". Там установлено восемь мониторов и 50 автоматизированных рабочих мест. Правда, часть уже зарезервирована: 14 для партий, четыре для СМИ, по одному для омбудсмена и Совета по правам человека.
Отправляясь смотреть видео, не забудьте подать заявку в ЦОН за сутки до визита, указав интересующий вас УИК. А также взять паспорт с петербургской пропиской.
Беспредел и тотальные фальсификации происходят тогда, когда есть полный консенсус внутри власти. В то же время многодневное голосование значительно усложняет контроль за процессом. Тем не менее не верю в распространяемый последнее время слух о подмене сейф–пакетов. Камеры есть практически везде, поэтому просто так залезать в сейф и заменять пакет слишком рискованно. Скорее всего, это одна из технологий, с помощью которых авторы слуха надеются демотивировать участников выборного процесса. Думаю, могут в небольшой мере проявиться "карусели", но главная технология — это выносные урны. Неслучайно накануне выборов обзванивали аудиторию 60+ по всем районам, спрашивая, собирается ли человек голосовать. Если кто–то говорил, что не собирается, ему сразу предлагали получить урну на дом. Оппозиция, в свою очередь, чтобы защитить свой результат, может лишь организовать грамотное и тотальное наблюдение за участками. Только таким образом можно противостоять вбросам. Эти выборы по одномандатным округам отличаются от всех остальных выборов наличием конкретных интересантов, которые борются не против власти, а против совершенно определённых людей. У многих из них есть социология и представление о том, что на самом деле происходит. Поэтому просто так закрывать глаза никто не готов и люди будут бороться до конца. Другое дело — как в итоге получится.
Андрей Таннер
политолог
В условиях трёхдневного голосования появилось больше сложных процедур и дополнительных операций, что может способствовать росту числа нарушений. В частности, членам комиссий необходимо освоить навыки обращения с сейф–пакетами. Вместе с тем в Петербурге сохраняется традиция направлять в составы участковых комиссий людей, которые не понимают, как это всё работает. Для них даже простое исполнение закона вызывает трудности. Зачастую они учатся на ходу. Им приходится консультироваться с ТИКами по телефону прямо во время процесса. Поэтому в условиях, когда многие члены комиссий некомпетентны, фальсификаторам вмешаться проще простого. К тому же в этом году видеонаблюдение — это слёзы. Если что–то и удастся посмотреть, то это не заменит полноценного доступа к онлайн–трансляции, которую ЦИК решила отменить.
Галина Культиасова
член совета "Наблюдателей Петербурга"
Надо отличать праздное, диванное созерцание от предметного и квалифицированного видеонаблюдения людьми подготовленными. Я против видеонаблюдения, которое превращается в дорогостоящую бессмыслицу.
Элла Памфилова
председатель ЦИК РФ

Русская матрица на страже легитимности

Начиная с сегодняшнего дня любой желающий может не только выполнить свой гражданский долг и сходить проголосовать на участок, но и посмотреть, как это делают другие. Специально для этого Общественная палата Петербурга организовала Центр общественного наблюдения (ЦОН), который разместился по соседству с Центром управления регионом (ЦУР) в бизнес–центре "Невская ратуша" и будет работать все 3 дня.
Ещё на прошлых выборах смотреть трансляцию с избирательных участков мог любой бездельник, сидя дома в тапочках. Но теперь глава Центризбиркома Элла Памфилова заявила, что надо "отличать праздное, диванное созерцание от предметного и квалифицированного видеонаблюдения людьми подготовленными". И сделала из видео с участков по–настоящему эксклюзивный контент.
С одной стороны, те, кому это было и так неинтересно, ничего не потеряли. А вот отдельные любители смотреть, как депутаты своими расчёсками пропихивают в избирательные урны пачки застрявших бюллетеней и другие забавные видосики на эту тему, впредь лишатся такого удовольствия. Потому что слить ни в YouTube, ни в любую другую соцсеть такой ролик не получится: скачивание видеозаписи теперь не предусмотрено.
Но и для того, чтобы посмотреть голосование в режиме онлайн, придётся приложить некоторые усилия. Не менее чем за сутки заполнить специальную заявку, где необходимо указать желаемое время начала и окончания визита, а также интересующие участки.Наверное, предполагалось, что, пройдя такой сложный путь навстречу видеонаблюдению, человек должен особенно осознанно относиться к данной ему привилегии и в конечном итоге ощущать удовлетворение от проявления собственной воли. Такого эффекта не могло быть, когда трансляцию с участков ещё можно было смотреть за чашкой чая дома ровно так же, как и какой–нибудь сериал Netflix.
Сам ЦОН изнутри выглядит очень эргономично. Здесь есть всё для того, чтобы наслаждаться сеансом видеонаблюдения с участков, не отвлекаясь на внешние факторы: в центре помещения располагается видеопанель из восьми экранов, куда стекается информация со всех участков. Кроме того, в зале находится ещё полсотни автоматизированных рабочих мест, за которыми могут расположиться наравне с представителями партий, СМИ и другими участниками избирательного процесса и простые жители города. 50 компьютеров объединены в общую локальную сеть, правда, ни у одного из мониторов нет ни мышки, ни клавиатуры. Оказалось,что видео с участка будет выводить специально обученный оператор по запросу.И это правильно: как говорят продавцы на рынках излишне въедливым покупателям, желающим потрогать каждый помидор, "смотрят глазами, а не руками".