Правительство Петербурга заявило, что 1 трлн рублей доходов бюджета будут достигнуты уже к 2024 году.
На состоявшейся вчера презентации проекта бюджета города на 2022–2024 годы вице–губернатор Петербурга Эдуард Батанов косвенно подтвердил, что запланированный прирост доходной части бюджета в 2022 году на 12 %, до 874 млрд рублей, будет обеспечен исходя из ожидаемых налоговых отчислений переехавшего в Петербург "Газпрома".
Речь идёт о предполагаемых дополнительных ежегодных 40 млрд рублей налога на прибыль монополиста, о которых президенту РФ Владимиру Путину в конце минувшей недели заявил губернатор Петербурга Александр Беглов. Вместе с тем темп прироста доходов бюджета с 12% в 2022 году по сравнению с текущим годом снизится до 9 % в 2023–м (бюджет вырастет на 86 млрд, до 960 млрд рублей) и до 8 % к 2024–му (в проекте бюджета запланирован рост на 73 млрд, до 1,033 трлн рублей).
Оптимизм вице–губернатора вызван ростом собираемости налогов. По его словам, возросли поступления от налога на доходы физлиц (их доля в бюджете на 2021 год до его корректировки составляла 46 %, годом ранее — 44 %) и налога на прибыль организаций. Без учёта будущих поступлений от газового монополиста доля отчислений бизнеса в совокупных доходах бюджета составляла 24,5 % и 26 % соответственно.
В базовом проекте бюджета запланирован рост среднемесячной номинальной начисленной зарплаты в целом по региону с 80 тыс. рублей в 2022 году до 91,8 тыс. в 2024–м. Очевидно, именно повышение доходов в основном работников бюджетной сферы и штатных сотрудников "Газпрома" и позволяет планировать повышение сборов по НДФЛ.
Кроме того, как отметил Батанов, заметно возрос объём поступлений бизнеса, который платит налоги по специальным режимам, в том числе от индивидуальных предпринимателей и самозанятых. За 8 месяцев текущего года прирост составил 86 % (только от последних бюджет уже получил 1 млрд рублей).
В будущем году расходы бюджета вырастут по сравнению с утверждёнными в 2021–м на 16 %, до 918 млрд рублей. Через год, в 2023–м, рост затрат замедлится до 9 %, по планам город должен потратить 1,01 трлн, в 2024–м — 1,06 трлн, то есть темпы роста сократятся до 5 %. Дефицит бюджета увеличится с 0,5 % в текущем году до 5,2 % в 2022–м, и к 2024 году он прогнозно составит не более 3 %.
По мнению финансовых чиновников, такой уровень можно считать погрешностью, связанной с исполнением расходной части. Как сообщил на встрече Алексей Корабельников, председатель комитета финансов Петербурга, из–за привлечения инфраструктурных кредитов от федерального правительства город не потеряет возможность размещать временно свободные бюджетные средства на срочных депозитах в коммерческих банках.
В текущем году город заработал на них более 3 млрд рублей. "Мы получили от Минфина подтверждение, что до конца года к Бюджетному кодексу будет утверждена поправка, которая снимет запрет для регионов размещать свободные бюджетные деньги на депозитах сроком более 30 дней", — пояснил Корабельников.
Ранее чиновники оценивали потенциальные потери (или недополученные доходы) бюджета в 40 млрд рублей за 15 лет — срок, на который и привлекаются инфраструктурные кредиты. Батанов также анонсировал планы по выкупу госдолга города у инвесторов.
Предварительно речь идёт о приобретении облигационных выпусков на 10–15 млрд рублей из общего объёма размещённых бондов 85 млрд рублей, что позволит сократить госдолг бюджета Петербурга на 12–18 %.
Главная проблема на сегодня — найти инвесторов, желающих расстаться с ценными бумагами Петербурга.