"ДП" пообщался с основателем фестиваля White Night StartUp, создателем городского проекта "Петербургский startup" Александром Ружинским.
08:3626 сентября 202108:36
595просмотров
08:3626 сентября 2021
Венчурным инвесторам пора перестать верить в "твёрдые" активы, а стартаперам — научиться заглядывать в будущее.
В Петербурге полным ходом идёт фестиваль White Night StartUp, который в этом году растянулся на целый месяц. О том, зачем нужны подобные события, чего ждут начинающие IT–предприниматели от государства и может ли на берегах Невы родиться новый Google или Facebook, "ДП" поговорил с идеологом фестиваля, основателем Startup Family Александром Ружинским.
Что даёт фаундерам участие?
— Многие приходят за публичностью. Кто–то оттачивает важные для предпринимателя качества, тренируя свой питч. У нас серьёзный отбор, непростые испытания для участников. Например, в этом году у нас заготовлена "прожарка" стартапов. У участников обычно есть отточенные питчи, выход на сцену с презентацией своего проекта для них не представляет проблемы, они этим занимаются постоянно. Мы придумали такой формат разбора проекта, который сбивает с толку. "Прожаривать" стартапы будут профессиональные стендап–комики. Для предпринимателей это возможность отточить навык самопрезентации, для зрителей — развлекательное шоу. Ну и поиск инвестиций, конечно.
Вообще наша цель — представить "витрину стартапов", а сверхзадача — популяризация предпринимательства. Финал конкурса "Holy Startup!" у нас проходит в баре, и мы не ограничиваем вход обычных людей. Со стартаперами работают профессиональные комики стендап–школы Игоря Меерсона — одного из первых резидентов Comedy Club.
Ещё один формат, который мы придумали, — "Весёлые факапы", когда авторы проектов могут рассказать забавные истории, которые происходили в их бизнес–жизни. Одним словом, мы преподносим стартапы и предпринимательство как то, что не экзотично даже для обывателя.
А за победителями прошлых лет вы как–то следите?
— Среди них есть компании, которые на слуху. Например, победитель 2017 года — компания igooods, в пандемию они многократно выросли. Ещё один удачный кейс — FIXAR. Они производят дроны для сельхозпромышленности, которые умеют правильно рассчитывать конфигурацию полей, помогают фермерам планировать посадки. В этом году они подняли уже не первый раунд, а сам проект с текущего года зарегистрирован в канадской юрисдикции.
Как в принципе сейчас обстоят дела со стартапами в Петербурге?
— Есть две серьёзные проблемы. Во–первых, многие проекты не доходят до высокой стадии готовности. Но это не новая история. Венчурная культура у нас проходит период становления. Действующие на рынке инвесторы за редким исключением привыкли оперировать классическим инструментарием. Для них понятная парадигма, например, купить "коробку" здания или работающее производство со станками. А инвестировать в то, что находится на уровне идеи или даже seed, готовы немногие. Чтобы вкладывать деньги на раундах seed или A, недостаточно выбрать один проект, нужно отобрать 30, 100 или 300, дать каждому пусть и не очень большую сумму.
Из сотни стартапов, которые не переросли в работающий бизнес, один станет условным Google и окупит "смерть" остальных. Эта венчурная логика у нас в стране ещё не сформировалась. А стартаперы, подняв в России простые раунды и пройдя по всем "граблям" поиска инвестиций, понимают, что проще поехать в европейские юрисдикции, например в Ригу. И получить там средства от профессиональных венчурных фондов. Петербург — город–генератор идей. Но из–за низкого развития венчурной культуры и нехватки денег сильно распространена миграция стартапов в Москву, а оттуда за границу. Во–вторых, поток проектов с каждым годом всё более "жидкий". Их просто нет.
Неужели идеи у людей закончились?
— Начинающие предприниматели зачастую не могут описать свой продукт. Когда предприниматель начинает мыслить о нём в высокоабстрактных категориях (а не только "здесь купить подешевле, там продать подороже"), случаются интересные проекты. Ведь предприниматель двигается благодаря ощущению внутреннего дискомфорта: когда его не вполне устраивает уровень комфорта окружающего мира. Возник же в один прекрасный день вопрос: почему людям нужно выходить на дорогу и голосовать, чтобы поймать такси? Так появился сервис, который позволяет сделать это гораздо удобнее и быстрее.
Но рассуждать так, к сожалению, в институтах не учат. Мы, кстати, подумали об этом ещё в 2018 году, когда запустили образовательный проект Startup Junior — курс, где мы тренируем у подростков предпринимательские навыки. Качественные проекты делают люди, которым нужна подготовка.
Сколько времени ещё должно пройти, чтобы венчурная культура в России поднялась на более высокий уровень?
— Опыт показывает, что подобные процессы развиваются довольно интенсивно. Но сегодня ещё нормальным считается такой сценарий диалога инвестора с фаундером, когда первый спрашивает второго, готов ли тот заложить свою квартиру на случай, если что–то пойдёт не так. Надо понимать, что сегодня тотальное большинство людей, имеющих деньги, это категория 40+. Люди, которые выросли в парадигме 1990–2000–х и мыслят категориями "твёрдых активов".
Куда инвесторы вкладывают деньги с меньшими опасениями?
— Эти ниши меняются. Одно время была волна криптовалют, когда инвестор, услышав слово "биткоин", сразу нёс деньги. На другие проекты могли и не смотреть. Даже были истории, когда с предпринимателем без смарт–контрактов и криптовалюты никто не хотел разговаривать. Я уже тогда говорил, что это очень быстро пройдёт. Сегодня появилась новая волна — фудтех–проекты. В России не хватает релевантных источников информации, которые давали бы глубокое представление по трендам. У нас, как правило, тренды формируются по принципу "все побежали, и я побежал". Это тоже является причиной, по которой гибнут многие проекты: не тех поддерживают в тот момент, когда нужна поддержка.
И повторю известный тезис: грамотные венчурные инвесторы вкладываются в людей, а не в идеи. Готовность команды и её лидера безболезненно для стартапа и инвестора сделать пивот и пойти дальше — это то, что должно подкупать. Большинство известных нам мегапроектов, которые выросли из стартапов (Airbnb, Facebook и т. д.), начинали свой путь с совершенно других бизнес–моделей.
И всё же, куда стоит смотреть стартаперам?
— Точно будут расти стартапы вокруг медицины, биотехнологий, здоровья в принципе. Я думаю, это тренд на ближайшие десятилетия. Самая громкая венчурная новость сентября — инвестиции основателя Amazon Джеффа Безоса в стартап Altos Labs — технологии борьбы со старением, вплоть до бессмертия. В эту отрасль экономики будет направлено много внимания. А дальше как клубок: человек коснулся этой темы, понял, что грядут изменения: человек, возможно, будет жить вечно. А при таких условиях сколько у него будет проблем?! Нужно чем–то заниматься, переобучаться, выстраивать отношения с другими людьми. Одним словом, потребуется масса инструментов, которые будут эту вечную жизнь обеспечивать.
Рядом с медициной возникает проблема персональных данных, которые человек вынужден отдавать медучреждениям. Могут появиться юристы, которые начнут обслуживать защиту прав людей в этой сфере.
Нужна ли стартапам господдержка?
— Монетарная не нужна и даже вредна. Нельзя давать субсидии и гранты стартапам. Это развращает людей и превращает их из авторов идей в "грантоедов", не позволяет развиваться их продуктам. Государство в жизни стартапов может и должно взять на себя функции популяризации проектов, содействовать образованию в сфере предпринимательства — это лучшее, что оно может сделать.
Важна также политика, которая обеспечила бы комфортный запуск бизнеса. Например, отсутствие излишних бюрократических процедур, понятная история с налоговым регулированием. В этом отношении мне кажется правильной история с развитием института самозанятости. Когда мы начинали заниматься этим в 90–е, это был целый челлендж — зарегистрировать ООО, и ещё больший челлендж — при необходимости его ликвидировать. Предпринимателям нужно давать больше свободы.