Чаще всего СМИ читают богатые и образованные. А вместо новостных сайтов и телевидения аудитория предпочитает узнавать новости из соцсетей и блогов.
В 2021 году объём медиапотребления среди жителей Петербурга и Москвы превысил средний уровень по стране: в столицах за новостями следит 61% от всех опрошенных (притом что общероссийский показатель — 58%). Это данные исследования "Медиапотребление в России в 2021 году", представленные Deloitte. Компания провела онлайн–опрос аудитории и выяснила, что показатели в категории чтения СМИ заметно выросли за счёт объединения печатных и интернет–площадок.
Как отмечает Deloitte, стабильно высокие показатели чтения СМИ наблюдаются среди состоятельной аудитории. Так, респондентов с достатком выше среднего, читающих СМИ, — 65%. В то время как из числа граждан с низким достатком — только 44%.
53% опрошенных предпочитают ориентироваться прежде всего на российские СМИ. В Петербурге этот показатель составляет 52%, что на 4 п. п. выше аналогичного показателя среди москвичей. Иностранные предпочитают 10%, при этом среди молодёжи (14–29 лет) эта доля составляет 14%. Динамика последних 5 лет показывает, что заграничным источникам информации доверять начинают больше, а отечественным в целом меньше, хотя эти изменения происходят в границах статистической погрешности.
Фокус–группы показывают, что для респондентов важна не столько география источника, сколько ангажированность в пользу того или иного государства (37%). Доля граждан, для которых не имеет значения, является СМИ иностранным или российским, стабильна за последние 5 лет. В целом ключевыми источниками получения новостной информации в России в 2021 году являются официальные новостные сайты (62%), телевидение (52%), а также социальные сети и блоги (49%). Однако нужно учитывать, что это данные интернет–опроса. При этом уровень доверия к перечисленным источникам за последние 2 года значительно изменился. Например, если в 2019 году уровень доверия к официальным новостным сайтам составлял 42%, то в 2021 году он упал до 32%. Телевидение хоть и незначительно, но тоже утратило доверие: с 28 до 23%. На фоне падения традиционных СМИ в Deloitte отмечают рост доверия к информации, которая распространяется в соцсетях и блогах: в 2019 году этот уровень составлял 13%, а в 2021–м поднялся до 25%.
Как отмечают эксперты, социальные сети равномерно используются по всей стране. В топ–3 популярных в стране интернет–ресурсов входят YouTube, Instagram и "ВКонтакте". Среди женщин доля пользователей соцсетей выше, чем среди мужчин: 92% против 86%. При этом больше всего пользователей соцсетей среди респондентов в возрасте 14–44 лет. Минимальный уровень использования соцсетей наблюдается у россиян в возрасте 60 лет и старше. Соответственно, меньше интересуются телевидением подростки от 14 до 19 лет. Примечательно, что просмотр телевизора в Москве, по данным Deloitte, выше, чем в Петербурге. Кроме того, в Москве чаще играют в видеоигры (57%), в то время как 51% жителей Петербурга предпочитают проводить досуг за чтением печатных книг. Молодёжь в возрасте 14–29 лет всё меньше слушает радио (всего 48%). Максимальный уровень прослушивания этого медиа отмечается среди россиян в возрасте 30–44 (70%) и 45–59 лет (68%).
Что касается мессенджеров, то, как и в 2020 году, у россиян остаются востребованными в смартфонах четыре приложения: WhatsApp, Telegram, Viber и Skype. Однако, как отмечают эксперты Deloitte, изменилась популярность и частота использования некоторых из них. Например, процент использования WhatsApp снизился. Хотя этот мессенджер и остаётся популярным, но по индексу роста он уступает Telegram, который стремительно превратился в активный сервис для коммуникации, перегнав по охвату Viber. Так, в 2021 году активными пользователями Telegram являются 52% всей аудитории рунета, при этом 61% как минимум скачали этот мессенджер на свой смартфон. В то же время WhatsApp используют 82% опрошенных, а на смартфон это приложение скачало 86% респондентов. Viber использовало всего 49% опрошенных. Skype укрепил свои позиции по сравнению с 2020 годом на 5 п. п., однако у этого приложения наблюдается наибольшее расхождение доли респондентов, установивших приложение, с индексом его использования: у 57% опрошенных установлен Skype, но пользуются им лишь 37% респондентов. Вероятно, это связано с тем, что у конкурентов давно доступна функция видеозвонков.