Невский проспект стал точкой притяжения для магазинов сладостей, развиваться в других локациях в городе таким проектам пока не позволяют ценовая политика и трафик.
На главной торговой улице города становится всё больше специализированных магазинов сладостей. В общей сложности, по данным компании JLL, на Невском проспекте работает 16 таких объектов, включая "Пират–Мармелад", "Карамельную фабрику", "Мармеладную бочку", "Клад Мармелад", "Алёнку", фирменные магазины фабрики им. Крупской. Из самых свежих открытий — новая сеть магазинов турецких сладостей ElitLoQum.
Кроме того, готовится распахнуть двери магазин "Клад Мармелад" в доме компании "Зингер" на Невском проспекте, 28. Ранее здесь располагался отдел сувениров "Полянка". Огромные яркие вывески мармеладного магазина на здании–памятнике уже успели спровоцировать скандал: агрессивные кислотные цвета, очевидно не вписывающиеся в атмосферу исторического центра, сильно возмутили жителей. В результате их пришлось демонтировать.
Сувенир для сладкоежек
Подобный формат магазинов становится всё более популярен в Петербурге. Но узкая направленность диктует свои правила. Характерно, что для размещения торговых точек компании чаще всего выбирают именно Невский проспект — самую посещаемую и проходную улицу города. В других локациях такие магазины попросту не выживают. Например, "Мармеладная бочка" раньше имела по всему городу десяток точек, многие из которых располагались недалеко от станций метро. Но сейчас их осталось всего четыре. И все они находятся на Невском или в непосредственной близости от него. "Пират–Мармелад" ранее также держал одну из своих точек около станции метро "Владимирская". Но сейчас два оставшихся магазина сети работают только на главной торговой улице Петербурга.
Генеральный директор "Лаборатории трендов" Елена Пономарёва отмечает, что данные магазины работают в ценовом сегменте "средний плюс", поэтому расположение на Невском проспекте для них безусловно оправданно. "Такие торговые точки должны находиться в хороших проходимых локациях, но никак не в спальных районах. Даже если там будет высокая проходимость, потребитель не будет покупать такой товар, так как он продаётся в более высоком ценовом сегменте", — объясняет эксперт.
Если говорить глобально, то потребность в таких нишевых продуктах, по мнению Пономарёвой, всё же есть. Покупатели ищут разнообразие и не всегда хотят приобретать то, что лежит на полках магазинов любой крупной торговой сети. По той же причине на рынке востребован, например, элитный шоколад, но у этого продукта ещё более ограничена целевая аудитория.
По наблюдениям аналитиков, необычные сладости ручной работы туристы нередко стали привозить в качестве сувенира из Петербурга.
Руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге Наталия Киреева считает, что магазины сладостей — полноценная альтернатива классическим сувенирным точкам, которые были на Невском всегда.
"Матрёшки привлекают иностранцев, а сладости — всех. Туристы, гуляя по Невскому, покупают сладости, зачастую в упаковке с видами Петербурга, в качестве подарка друзьям и родственникам. Поэтому такие объекты располагаются в местах с наибольшим туристическим трафиком", — подчёркивает Киреева.
Заместитель директора департамента торговой недвижимости Colliers Юлия Кузнецова добавляет, что, как и в других европейских городах, подобные проекты могут привлекать внимание туристов. Особенно если помимо обычного мармелада и прочих сладостей покупателей будут ждать различные местные специалитеты.
Однако не стоит забывать, что из–за пандемии произошло резкое снижение туристического потока, и пока рано говорить о его восстановлении. Поэтому все бренды, ориентированные на туристов, чувствуют себя не очень комфортно.
Для интуристов и детей
Генеральный директор А2 Retail Ольга Аткачис отмечает, что подобные операторы обычно арендуют помещения площадью до 100 м?. "Ставки аренды на такие метражи в зависимости от расположения на Невском проспекте могут составлять от 8 тыс. до 15 тыс. рублей за 1 м?. В связи с этим все магазины, рассчитанные на иностранных туристов, находятся в зоне риска, — говорит эксперт. — Они могут закрываться так же быстро, как и открываться, — по окончании первого года аренды, а иногда и досрочно. Российский внутренний туризм — более экономный и не может дать подобным бизнесам такой же доходности, как иностранный".
Чаще всего торговые точки со сладостями рассчитаны на импульсные покупки. Юлия Кузнецова уточняет, что яркие витрины, позитивное оформление — всё это направлено на то, чтобы привлечь внимание, причём не только детей, но и взрослых. Так что вполне разумным выглядит размещать их не только на Невском проспекте, но и на прилегающих магистралях — Лиговский проспект рядом с площадью Восстания, Большая или Малая Морская.
Эксперты не исключают возможность "миграции" таких магазинов в торговые центры города. Подходящими локациями могут выступить площадки с детским трафиком — то есть этажи с арендаторами, преимущественно занимающимися детскими товарными группами. Хотя целевая аудитория таких сетей — не только дети.
Умение удивлять
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев считает: сам формат таких магазинов предполагает, что главными их покупателями будут дети, так как это не просто покупка лакомства, а развлечение или необычный подарок.
"Для горожан этот формат угощения интересен либо сразу после открытия, либо для покупок в качестве подарка. Успех зависит от экономической модели, от скорости появления новинок и умения оперативно реагировать на изменения предпочтений покупателей. На туристический поток всегда рассчитывать невозможно, а горожане быстро привыкнут к товару и перестанут посещать магазин, поскольку ничего нового там для них нет", — предполагает эксперт.
Если говорить о спросе со стороны петербуржцев, то он может поддерживать только одну–две точки на Невском проспекте, считает Ольга Аткачис. Она согласна, что будущее такого формата — в размещении в торговых комплексах, но оценивает перспективы сдержанно. "Говорить, что этот формат будет сильно тиражирован, не стоит, но точечное присутствие в городе возможно", — полагает она.
На Невском проспекте до сих пор открываются флагманы других сфер бизнеса — IKEA, DNS, сотовых операторов, ювелирных брендов, большое количество заведений общепита. Ольга Аткачис отмечает, что продуктовым операторам сложно выйти на Невский в связи с особенностями планировки помещений в старых домах, а также норм и правил, регламентирующих их деятельность. Таким образом, набор арендаторов, представленных на Невском проспекте, в последние год–два стабилен — здесь располагаются уже привычные региональные и федеральные игроки.