Новые дома появятся в Новосаратовке, где строят ещё один город–спутник, раньше, чем будет создана полноценная транспортная инфраструктура.
Власти Ленинградской области намерены расширить перечень своих заявок на получение инфраструктурных кредитов из федерального бюджета. Один из проектов–претендентов — планируемая дорога регионального значения от Новосаратовки до трассы Р–21 "Кола" (Мурманское шоссе), которая дальше пойдёт до Колтушей.
Проект на 300 тысяч
Как сообщили "ДП" в строительном блоке правительства Ленобласти, протяжённость этой дороги составит 5,7 км. На ней предполагаются три транспортные развязки: с дорогой в продолжение Октябрьской набережной, которая официально называется "Петербург — завод им. Свердлова — Всеволожск", с трассой "Кола" и ещё одна посередине.
Стоимость строительства трассы станет известна после проектных работ и прохождения государственной экспертизы. Не ясно пока, когда дорогу включат в заявку на инфраструктурный кредит. "Сегодня разработкой проекта по трёхстороннему соглашению с правительством Ленинградской области и Региональным агентством транспортной инфраструктуры занимается компания “ЦДС”", — отметили в правительстве региона.
Заинтересованность застройщика понятна — он строит в Новосаратовке крупный жилой массив, в котором будут проживать более 300 тыс. человек. Два корпуса на 800 квартир хотят ввести в эксплуатацию в III квартале 2023 года. Весь же проект рассчитан на 20 лет (4,5 млн м2 жилья и сопутствующей инфраструктуры). Хоть в компании и говорят, что строительство дороги от Октябрьской набережной до трассы Р21 "Кола" не связано с первым этапом реализации их проекта, уже и для него она будет нелишней.
Сейчас в Новосаратовку ведёт только одна дорога — Октябрьская набережная. Этот путь вдоль правого берега Невы долгое время являлся одним из наименее загруженных выездов из Петербурга. Действительно крупных населённых пунктов вдоль этой дороги нет. Самый большой — посёлок имени Свердлова — около 12 тыс. человек. Это немного, тем более что такой посёлок там один.
"Строительство 800 квартир сразу при выезде из города в этом направлении по ориентировочным прикидкам сможет генерировать 100-150 автомобилей в максимальный час при условии, что общественный транспорт также получит развитие. Нормативная пропускная способность существующего шоссе в Новосаратовке — порядка 700 машин в час, некоторый траффик имеется, но подобное увеличение можно признать допустимым. Проблемы начнутся, когда численность населения будет не 1,5-2 тыс. человек, а 10-20. Тогда существующее шоссе перестанет справляться, и нужно будет или его расширять, или строить дополнительные выезды. Это, в свою очередь начнёт переносить транспортные проблемы дальше — на Октябрьскую набережную и Мурманское шоссе, которые и сейчас регулярно не справляются с потоком в утренние и вечерние часы. На КАДе нагрузка начнёт существенно расти только в случае строительства дополнительных развязок, потому что пропускная способность дорог, подводящих к нему транспорт, уже почти исчерпана, там некуда расти. Но это справедливо для утра, когда большинство едет из пригорода в центр. Количество проблем вечером будет более существенным", — считает эксперт транспортного развития территорий института "Урбаника" Илья Резников.
Реконструкция дороги в продолжение Октябрьской набережной запланирована, и, как рассказали "ДП" в ГКУ "Ленавтодор", проектные работы близки к завершению: в районе Новосаратовки предполагается расширение до четырёх полос.
"Сложность проекта традиционно связана с переустройством инженерных сетей", — говорят дорожники. В какие сроки может начаться реконструкция, не уточняется.
Рельсовый вопрос
При этом новый выезд на Мурманское шоссе, по мнению Резникова, спасёт ситуацию лишь отчасти, так как Мурманка в часы пик тоже часто работает на пределе возможностей.
"Если в этом месте кто–то собирается разместить крупный город на 300 тыс. человек (типа Кудрово), то тут нужно говорить не о дополнительных въездах, а о полноценной схеме подключения к транспортной системе Петербурга — с трамваем, метрополитеном, железной дорогой и всем прочим", — отмечает эксперт.
Слова "трамвай" и "метро" в контексте Новосаратовки упоминались различными чиновниками не раз. Про трамвай из Петербурга до этого населённого пункта в последний раз вспоминали на самом высоком уровне — на совещании по вопросам развития Санкт–Петербургского транспортного узла под руководством президента Владимира Путина. Трамвай предлагается тянуть через Кудрово от станции метро "Улица Дыбенко". Никакой конкретики и сроков нет, да и транспортные эксперты критикуют эту трассировку.
"Просто продолжение трамлинии из Кудрово — это слабое решение: до Дыбенко далеко, и эта линия метро уже основательно перегружена, как и станция “Улица Дыбенко”. Трамвай для массива под 300 тыс. жителей должен обеспечивать связь с несколькими линиями метро — такими станциями, как “Улица Дыбенко”, “Рыбацкое”, “Шушары”, — с трамвайным мостом через Неву. Появится метро — качество мобильности только вырастет, при этом трамлиния своё значение не потеряет", — считает профессор кафедры транспортных систем СПб ГАСУ Андрей Горев.
Помимо неопределённости, до какой станции метро должен ехать трамвай, есть сложности и с самим строительством: нужно пересекать железную дорогу и КАД, выискивать для него полосу отвода, освобождать какие–то участки, преодолевать административную границу. Пока ни один трамвай из Петербурга в область протянуть не удалось, в частности из–за неурегулированности вопросов, как строить один объект на территории двух регионов и как его финансировать.
Метро на этом фоне кажется более реалистичным вариантом, если найти на него деньги. Такая просьба также звучала на совещании у президента, причём из уст обоих губернаторов.
Как ранее писал "ДП", станция "Кудрово" стоит в числе первоочередных новых строек подземки, которыми будет заниматься только что созданный генподрядчик — АО "Метрострой Северной столицы". Источник средств — налоговые отчисления от перерегистрации ПАО "Газпром" в Петербурге.
"Если метро появится в Кудрово, сделать ещё одну станцию в Новосаратовке не будет проблемой. И это не разговоры, а вполне реальные планы, давно обсуждаемые в экспертном сообществе. В тех местах всё равно должно появиться метродепо для 4–й линии. Сделать рядом с ним наземную станцию, как в Купчино или Девяткино, довольно просто. Правда, эта станция, скорее всего, не будет совсем уж рядом с жилыми домами, но к ней можно будет организовать подвоз. Причём сама 4–я линия метро справится и с Невским районом, и с Кудрово, и даже с Новосаратовкой, если последняя всё–таки не вырастет больше Кудрово, а остановится на более–менее разумной точке — не более 50 тыс. человек", — отмечает Илья Резников.
Дороги car free
Андрей Горев обращает внимание, что возможность нормальной мобильности надо закладывать на этапе проектирования, предусматривая коридоры прохождения линий городского пассажирского транспорта к разным точкам транспортного тяготения.
В пример он приводит опыт новостроек Ленинграда — Гражданки и Купчино, — которые сопоставимы по количеству жителей с современными крупными жилыми массивами, в том числе Новосаратовкой.
"В Ленинграде жилой район ещё застраивался, а трамвайные линии уже были построены. Только через несколько лет или десятков лет (как в Купчино) там появлялось метро, но адекватная спросу мобильность поддерживалась за счёт высокой провозной возможности трамвайных линий, пусть и с недостаточной скоростью. Сейчас линии городского пассажирского транспорта никто и не думает планировать — о них вспоминают только после протестов жителей. При этом заметьте — улицы стали уже, в них трудно “впихнуть” даже выделенную полосу (сравните Парнас и Гражданку). Если смотреть правде в глаза, то в условиях высокой автомобилизации градостроительные решения продолжают реализовываться по так называемому принципу car free. Только и адекватного спросу транспорта общего пользования нет", — говорит Андрей Горев.
Некоторые эксперты считают, однако, что не стоит переживать: опыт свидетельствует, что заявляемые наполеоновские строительные планы далеко не всегда реализуются, а чаще исполняются не в полном объёме. Так, город–спутник Южный в Пушкинском районе Петербурга анонсируют уже много лет, но никакого строительства там не ведётся. Юнтолово тоже развивается весьма умеренно.
Застройщики ведь также понимают, что жильё без транспорта и инфраструктуры плохо продаётся, а приукрашивать действительность можно не бесконечно.
Власть же со своей стороны не заинтересована формировать новые очаги социальной напряжённости, как это сегодня происходит, например, в Мурино, жители которого очень многим недовольны. И, заметим, в Мурино ещё метро есть.
“
Стоимость проектных работ составляет порядка 80 млн рублей. Строительство дороги от Октябрьской набережной до трассы Р–21 "Кола" не связано с первым этапом реализации нашего проекта "Город Первых", но эта дорога необходима для развития Новосаратовки — новой агломерации Санкт–Петербурга, где в перспективе будут проживать тысячи людей. Проект ЦДС "Новосаратовка" — это сити–кластер, в котором будет создана жилая среда с интегрированной деловой, коммерческой и транспортной инфраструктурой, с детскими садами и школами у дома, с собственной ледовой ареной.
Алексей Князев
директор по развитию группы "ЦДС"
“
На текущий момент транспортная доступность является существенным недостатком локации. При вводе первых корпусов велики риски сильного перегруза Октябрьской набережной, так как её пропускная способность крайне низка. Однако сегодня ЦДС находится на этапе проектирования новой магистрали, строительство которой должно начаться в 2023 году. С точки зрения бизнеса транспортная проблема воспрепятствует продажам квартир, а значит, строительство дороги от трассы Р–21 "Кола" должно быть завершено заблаговременно. Возможность обеспечить удобный доступ к локации и повысить привлекательность проекта жилого комплекса полностью оправдывает потребность в новой дороге.
Валерий Трушин
руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate