В Петербурге зафиксировали участившиеся случаи болезни Кавасаки среди детей. О росте числа пациентов с соответствующими симптомами при заболевании COVID-19 сообщил главный внештатный специалист по инфекционным болезням у детей Минздрава России и ФМБА Юрий Лобзин.
Об угрозе появления более тяжёлых последствий новой коронавирусной инфекции у детей эксперт рассказал в среду, 6 октября, на II Международном форуме "Дни вирусологии 2021".
"Мы не знаем, сколько детей перенесло COVID бессимптомно, эта цифра нам не известна, к сожалению. В Санкт-Петербурге болезнь Кавасаки в среднем регистрировалась по нашему центру два-три случая в год, а здесь только за один месяц поступило 19 детей. Если бы так продолжалось и дальше, то уже к концу года мы получили бы страшную цифру — 5,2% на 100 тыс. детей. Мы не можем прогнозировать эту динамику, но угроза существует. Будем надеяться, что мы ошибаемся", — цитирует Лобзина ТАСС.
Болезнь (или синдром) Кавасаки представляет собой некротизирующий системный васкулит, который преимущественно поражает средние и мелкие артерии. Редкое заболевание характеризуется сыпью, воспалением кровеносных сосудов, отёком миндалин и пересыханием губ. Заболевание поражает исключительно детей в возрасте до 5 лет, однако в случае осложнений коронавируса симптомам Кавасаки оказались подвержены дети всех возрастов.
По словам специалиста, в "Детский научно-клинический центр инфекционных болезней ФМБА" в Петербурге поступило 19 детей с симптомами болезни Кавасаки. Из них 12 детей наблюдались в условиях реанимации и интенсивной терапии. При этом у всех пациентов (кроме одного) были антитела к SARS-CoV-2 и отрицательный ПЦР-тест. По словам Юрия Лобзина, дети были госпитализированы со стойкой лихорадкой, которая наблюдалась в течение 3 суток. С момента поступления в стационар у многих диагностировали респираторные нарушения и экзантему (общее название сыпей на коже. — Ред.). Эксперт подчеркнул, что стоит уделить особое внимание данной проблеме, пока окончательно не прояснится возникновение и развитие заболеваемости.
Юрий Лобзин напомнил, что в начале пандемии течение коронавируса у детей не вызывало тревоги, поскольку, по данным центра по контролю и профилактике заболеваний США, смертность у лиц в возрасте от 0 до 24 лет составляла менее 0,1%, а число госпитализаций находилось на отметке в 2,5%. При этом доля детей, которым требовались реанимация и интенсивная терапия, не превышала 0,8%.
Первые сообщения о заболеваемости детей с симптомами Кавасаки появились в марте 2020 года. При обследовании 953 детей почти у всех наблюдалась лихорадка, у 85% пациентов была нарушена работа пищеварительной системы, ещё 80% страдали от поражения кардиоваскулярной системы, у половины наблюдались респираторные нарушения.
Минувшим летом в Петербурге зафиксировали увеличение доли детей с тяжёлой формой коронавируса, многим из которых потребовалось подключение к аппаратам ИВЛ. Тогда заведующий отделением анестезиологии и реанимации №1 Детской городской клинической больницы №5 им. Филатова Валентин Есиков подчеркнул, что искусственная вентиляция лёгких требовалась как абсолютно здоровым детям, так и тем, у кого до заражения COVID-19 были сопутствующие заболевания.
При этом даже несовершеннолетние с более крепким здоровьем поступали в реанимацию с 90%-ным поражением лёгких. Возраст тяжёлых больных среди несовершеннолетних варьировался от 1,5 до 17 лет. Сложность оказания медицинской помощи таким пациентам в том числе заключалась в необходимости интубации и введения в искусственную кому: во время использования кислородной маски большинство детей пытались сорвать её, из-за чего возникал риск повреждения лёгких. В отдельных случаях для детей использовали канюли с кислородом, которые устанавливаются через нос.
Напомним, что до конца года в Петербурге планируют завершить испытания съедобной вакцины от COVID-19. Разработавшие препарат специалисты петербургского института экспериментальной медицины подчеркивают, что на вкус вакцина будет напоминать ряженку и может использоваться для защиты детей от коронавируса.