Независимые российские пивоваренные компании просят правительство сдержать рост цен на ячмень и солод, чтобы не допустить подорожания пива. Участники рынка считают, что напиток в любом случае подорожает в среднем на 10%, а дешёвые сорта — ещё сильнее.
Союз российских пивоваров, объединяющий около 200 компаний, не входящих в крупнейшие транснациональные структуры, направил открытое письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с предложениями по сдерживанию цен на ячмень и солод. Союз предлагает ввести экспортные квоты, а также существенно повысить экспортные пошлины на эти продукты.
Пивовары столкнулись с беспрецедентным ростом цен на солод, говорится в письме. С начала года они выросли на 30-50%. Среди причин подорожания — неурожай пивоваренного ячменя в Европе и пожары в Турции. "В настоящее время российский ячмень и солод активно экспортируются, что создаёт угрозу дефицита на внутреннем рынке и приводит к скачкообразному росту цен", — отмечают в Союзе российских пивоваров.
Одновременно снижаются объёмы производства ячменя: на 30 августа 2021 года в России было собрано 15,9 млн т этого злака, что почти на 2 млн т меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Снижение посевов ячменя наблюдается во всём мире. Ранее в компании H. M. Gauger заявили, что неудовлетворительный урожай в Северной Америке и Европе может привести к дефициту пивного сырья.
"Наблюдаемые резкий рост цен на пивоваренный солод и сокращение посевных площадей и запасов ячменя могут привести к значительному удорожанию пивоваренной продукции, снижению производства пива и, как следствие, сокращению акцизных поступлений в региональные бюджеты РФ", — заявляют авторы в Союзе российских пивоваров.
На Ефремовском солодовенном заводе "Деловому Петербургу" сообщили, что подняли цены с начала года на 10% из-за общего подорожания различных составляющих технологического процесса.
"Это общемировая ситуация, — говорит основатель и владелец Василеостровской пивоварни Николай Митчин. — У кого-то из производителей уже цены поднялись, но основные изменения произойдут в преддверии нового года, может быть в январе, когда будут заключаться новые контракты. По прогнозам, до 30% может увеличиться стоимость солода".
Совладелица сети пивных "Толстый фраер" и пивоварни "ГлавРозПиво" Надежда Любина говорит, что себестоимость уже выросла с начала года на 10%, причём за счёт различных факторов. "Цены растут не только на солод. Цены растут и на ПЭТ-тару. Но мы на сегодняшний момент приняли решение, что пока будем держаться в своей ценовой категории", — отмечает она.
По мнению Николая Митчина, сильнее всего рост цен скажется на самых дешёвых сортах пива. "Сегодня самый дешёвый сегмент пива — это пиво, которое продаётся на уровне себестоимости, прежде всего в сетях, — рассказывает директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя "ЦИФРРА" Вадим Дробиз. — Эта цена формируется только за счёт того, что пивные гиганты снижают её каждую неделю для привлечения клиентов к определённой марке".
По его мнению, рост цен на 10% не окажет заметного влияния на пивной рынок в целом. "Среднему классу абсолютно всё равно, что пиво подорожает на 10% из-за ячменя. Ну стоила бутылка 100 рублей, станет 110. Ни на один миллиграмм никто меньше не выпьет. У бедноты, которая покупает по 30 рублей, конечно, вопросы будут. Там каждые 10 рублей имеют значение", — считает эксперт.
"Мы действительно наблюдаем общую тенденцию роста стоимости сырья, — подтверждает директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев. — Рост цен на солод естественным образом связан с удорожанием ячменя, что, в свою очередь, явилось следствием невысокой урожайности из-за засушливой погоды, с которой мы столкнулись этим летом. Дополнительным стимулом ценового скачка на пивоваренное сырьё стали жёсткие законодательные ограничения на содержание солода (не менее 80%) в пиве, которые отсутствуют в подавляющем большинстве стран мира. Однако, стоит отметить, что цены на пиво не растут быстрее розничного рынка. На данный момент рост цен на пиво составляет 2,9%, что существенно ниже уровня инфляции".
По его словам, AB InBev Efes обеспечивает себя солодом самостоятельно и выступает против ограничительных мер. "В текущей ситуации эти меры не принесут должного эффекта — рынок уже сформировался, большая часть договоров уже заключена и ячмень закуплен игроками. В такой ситуации предложенные меры приведут к обратному и нанесут ущерб солодовенной отрасли России", — считает Ораз Дурдыев.
Не считают критической ситуацию и в Ассоциации производителей пива, объединяющей тройку пивных гигантов ("Балтика", Heineken и AB InBev Efes), вместе контролирующих 70% пивного рынка России. "Говорить о резком росте цен из-за дефицита ячменя и солода, как минимум, преждевременно", — заявил исполнительный директор ассоциации Вячеслав Мамонтов. "Повышение экспортных пошлин и введение квот на вывоз ячменя и солода из России может негативно сказаться на ценовой конъюнктуре, а соответственно и на конкуренции", — добавил он.
Характерно, что именно Союз российских пивоваров лоббирует введение в России минимальной розничной цены на пиво, а тройка пивных гигантов выступают против.
На российском пивном рынке в начале 2000-х наблюдался взрывной рост. Затем, в 2008-2019, рынок падал. Сейчас он снова растёт. Вадим Дробиз связывает это с демографической ситуацией, так как основными потребителями пива являются молодые люди в возрасте 18-30 лет.