ООО "Торговый дом РКС", как следует из данных его сайта, ввозит в Россию специалитеты Тайланда, в том числе кокосовое молоко. В 2019 году компания задекларировала на Балтийской таможне 34,6 тыс. банок кокосового молока по коду ТН ВЭД ЕАЭС 2202 99 150 0 (8% ставка таможенной пошлины). По её оценке, товар "Кокосовое молоко с пониженным содержанием жира" предназначен для непосредственного употребления в качестве напитка. Однако в январе 2020 года таможня инициировала дополнительную проверку, провела в её рамках экспертизу и переквалифицировала на код ТН ВЭД ЕАЭС 2106 90 920 0 (10% ставка таможенной пошлины) — пищевые продукты.
Тогда импортёр обратился в арбитражный суд Петербурга и Ленобласти, прося признать недействительным решение Балтийской таможни.
Отметим, что споры о переквалификации товара занимают немалую долю в структуре таможенных споров, являясь одними из самых распространённых. Как правило, ведомство переквалифицирует товар на другой код, ставка таможенной пошлины которого выше. Такое решение таможни, соответственно, ведёт к увеличению платежей, которые обязано заплатить предприятие.
В октябре 2020 года арбитраж согласился с позицией таможни и отказал заявителю в удовлетворении его требований. При вынесении такого решения, как следует из материалов дела, суд опирался на практику Евросоюза по подобным спорам.
Однако 13 арбитражный апелляционный суд, куда пожаловался торговый дом, встал на сторону бизнеса. Балтийская таможня при переквалификации исходила из того, что товар "кокосовое молоко" предназначен для использования в кулинарии и не предназначен для употребления в качестве напитка. Импортёр представил своё заключение: спорный продукт является готовым к употреблению напитком. При этом апелляция отметила, что сама по себе возможность использования "кокосового молока" в качестве ингредиента в кулинарии не свидетельствует о том, что это его единственный вариант использования и что "кокосовое молоко" не является готовым напитком.
Поэтому суд признал решение Балтийской таможни недействительным. Жалоба, поданная ведомством в арбитражный суд Северо-Западного округа, была недавно оставлена без удовлетворения.
В "Союзмолоко" оценивают объём российского рынка растительных напитков в 4,5 млрд рублей, который ежегодно показывает рост в 10%. Этот продукт интересен, как правило, жителям крупных городов с доходом выше среднего, которые любят пробовать все новое. Традиционный канал сбыта — кофейни и кофе на вынос, также растёт представленность растительных напитков в ретейле.
"Называть растительные напитки "молоком" нельзя", — говорит Мария Жебит, директор по связям с общественностью и госорганами "Союзмолока". При этом она апеллирует к техническому регламенту Таможенного союза 033/2013 на молоко и молочные продукты. Согласно этому документу, молоко — это продукт "секреции молочных желез сельскохозяйственных животных без каких-либо добавлений". А термины вроде "растительное молоко", "соевое молоко" и "миндальное молоко", как полагает Мария Жебит, вводят потребителей в заблуждение.
"Союзмолоко" выступает против использования имиджа молока для продвижения других товаров. Союз направил обращения в предприятия ритейла и хореки, и компании на добровольной основе сегодня приводят свои меню и навигацию сайтов в соответствие с законом, как это сделал тот же Старбакс", — добавила Мария Жебит.