Рынок госзаказа пусть медленно, но восстанавливается после первых волн пандемии. Однако проблемы на нём, по мнению экспертов, остаются доковидными.
Российский рынок госзакупок демонстрирует небольшой рост. По данным сервиса "Контур.Закупки", по итогам первого полугодия 2021 года число объявленных закупок по 44–ФЗ и по 223–ФЗ к аналогичному периоду прошлого года выросло на 18,1% и на 22,5% соответственно. Средний ценник конкурса тоже поднялся — на 8,1% по 44–ФЗ и на 16,5% по 223–ФЗ.
Старший юрист практики "Антимонопольное регулирование" АБ "Гуцу, Жуковский и партнёры" Павел Сёмин считает, что COVID–19 не оказал влияния на рынок госзакупок. "Практически все процедуры проводятся в электронном виде, личное взаимодействие участников не требуется", — напоминает юрист. Вместе с тем он признаёт, что определённые сложности всё–таки были, но разрешились. К примеру, правительство РФ продлило срок действия большинства документов (разрешений, сертификатов, лицензий и т. д.) до декабря 2021 года, а в некоторых случаях — до декабря 2022–го. И если в отношении некоторых разрешений имелись какие–либо сложности, то в целом они, по мнению Павла Сёмина, носили локальный характер.
COVID–тренды и не только
С другой стороны, Елена Рыбальченко, старший юрист фирмы BGP Litigation, среди тенденций, сформированных под действием пандемии, называет закупки у единственного поставщика: в 2020 году они были популярнее конкурентных закупок. "Этот тренд сохраняется и в 2021–м, хоть и не в таких масштабах. Пандемия не закончилась, и заказчики активно пользуются опцией быстрого реагирования на изменения обстоятельств в связи с очередными вспышками болезни, которую предоставляет процедура закупки у единственного поставщика", — объясняет юрист.
Также в результате пандемии конкурсная документация пополнилась новыми требованиями к поставщикам: тестирование на COVID–19 и предоставление сведений о вакцинации сотрудников. "Они являются не столько данью новой реальности, сколько направлены на исполнение договоров в срок", — уточняет Елена Рыбальченко.
В топе закупок продолжают находиться СИЗы и средства для профилактики и борьбы с COVID–19, а также закупки в сфере IT. Если в 2020 году заказчикам в основном требовалось оборудование и ПО для организации удалённой работы, то в 2021–м оборудование и ПО требовалось как для поддержания онлайн–режима, так и для работы в режиме офлайн, добавляет эксперт.
Игорь Муравьёв, исполнительный директор Ленинградской областной торгово–промышленной палаты, отмечает, что сегодня сложнее всего участвовать в конкурсах, инициированных госкорпорациями. "У них, как правило, узкий круг подрядчиков, — подчёркивает Игорь Муравьёв. — И компании–новичку на рынке госзакупок, сколь бы привлекательной она ни была, сложно попасть в этот пул. Конкурсная документация фактически пишется так, что участником и победителем может стать предприятие из уже сложившегося перечня подрядчиков".
ФАС не дремлет
Одной из болевых точек рынка госзакупок остаётся картелизация. Традиционно этим "вирусом" поражаются такие отрасли, как здравоохранение, городское благоустройство, обеспечение продуктами питания, строительство, обращает внимание Александр Гаврилов, руководящий юрист Eversheds Sutherland.
Любопытно, что в своём докладе об итогах деятельности в 2020 году ФАС отмечала снижение на 17% количества картелей, связанных с дорожным строительством. Однако в Петербурге местное управление ФАС в тот же период раскрыло несколько сговоров на торгах в области дорожного строительства и благоустройства. "С учётом масштабов строительства, связанных с поддержанием благоустройства и развитием инфраструктуры, эта сфера, весьма вероятно, будет продолжать привлекать внимание антимонопольной службы", — прогнозирует Александр Гаврилов.
По мнению Игоря Муравьёва, рост цен на стройматериалы может привести в будущем к падению интереса со стороны некоторых постоянных игроков на рынке госзаказа к реконструкции дорожной инфраструктуры. Если при капитальном строительстве социальных объектов правительство позволило увеличивать цены госконтрактов на 30%, то вот с текущим ремонтом транспортной инфраструктуры такого не произошло. Поэтому маленькая маржа подобных госконтрактов заставит компании искать другие проекты, более маржинальные.
С элементом лотереи
Основными нарушениями, допускаемыми госзаказчиками, Екатерина Зуева, старший юрист практики разрешения споров и юридического сопровождения "ССП–Консалт", называет непредоставление необходимых данных подрядчикам, задержку приёмки работ и срывы сроков их оплаты.
Примером может служить спор ЗАО "Трест “Леноблреставрация”" с публично–правовой компанией "Единый заказчик в сфере строительства" (ранее его функцию выполняла Северо–Западная дирекция Минкульта по реконструкции и реставрации, ныне упразднённая). Поводом к конфликту стал госконтракт на работы в Государственном музее–заповеднике "Петергоф" (386,9 млн рублей), заключённый пару лет назад. В апреле 2020 года заказчик в одностороннем порядке разорвал отношения с компанией "из–за существенного нарушения подрядчиком условий контракта".
"Леноблреставрация" обжаловала расторжение в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти. В июне этого года суд пришёл к выводу, что госзаказчик не имел оснований для отказа от контракта. "На все претензии, указанные в оспариваемом уведомлении, подрядчиком даны ответы, подтверждающие необоснованность указанных претензий", — резюмировал суд. Поэтому требования ЗАО "Леноблреставрация" были удовлетворены в полном объёме.
В свою очередь, "Единый заказчик в сфере строительства" подал жалобу, настаивая на отмене этого решения. В сентябре 13–й арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, отказался удовлетворить претензии госзаказчика и оставил в силе решение первой инстанции.
"Споры с госзаказчиками всегда имеют элемент лотереи. При этом арбитражные суды Санкт–Петербурга достаточно подробно рассматривают такие дела и вникают в заявленные требования. Поэтому можно говорить, что результаты процесса зависят напрямую от обоснованности заявленных требований и собранных доказательств", — резюмирует Екатерина Зуева.
Свет в конце тоннеля
Проблем на рынке госзакупок, требующих реакции федеральных властей, немало. Так, Андрей Тенишев, бывший руководитель управления ФАС России по борьбе с картелями, считает одной из значимых — определение и обоснование цены контракта.
"Федеральное казначейство предлагает эту проблему решить и внедрить механизм экономического обоснования конечной цены контракта. Он предполагает введение раздельного учёта затрат поставщиков на сырьё, оплату труда, налоги и сборы — появление так называемой эталонной расходной декларации. Это должно свести на нет необоснованное завышение цен госконтрактов", — поясняет эксперт.
В настоящее время проект концепции определения экономического обоснования цен проходит согласование в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти. С Минфином он уже согласован, добавил Андрей Тенишев.