Инвестиции на медицинском рынке до сих пор напрямую зависят от пандемии коронавируса. Третья волна влияет на потребительский спрос — пациенты сейчас сосредоточены на безопасности.
Растут показатели телемедицины, крупные клиники вкладываются в цифровизацию медуслуг и открывают новые многопрофильные центры. Но это, увы, касается только крупных городов.
Ай, болит
Пациенты боятся заразиться ковидом так же, как в первую волну, и в целом переживают за своё здоровье, инвестиции всегда чувствуют спрос, и медики вкладывают деньги в лабораторную диагностику, говорит гендиректор Ассоциации частных клиник ПетербургаАлександр Солонин. Показатели по этому направлению, например, у "Медси" выросли на 26%. Директор по коммерческой деятельности и маркетингу ГК "Медси" Алла Канунникова говорит, что повышение качества лабораторных исследований и удобства сервисов, связанных с ними, — один из ключевых проектов сети последних 2 лет.
На рынок влияет и то, что городские медорганизации перепрофилируются на борьбу с ковидом, соответственно, появляются ограничения для плановых операций, а пациенты вынуждены идти к частникам, подчёркивает Александр Солонин.
Пандемия также дала возможность осваивать ниши, которые прежде, казалось, плотно оккупированы государственными учреждениями. "В частной системе здравоохранения повысился спрос на стационарную помощь среди пациентов старшей возрастной группы с комплексом заболеваний, иногда с невыявленными болезнями, в том числе онкологическими. Раньше эти пациенты в большинстве своём проходили диагностику и лечение в госучреждениях", — рассказывает директор по медицине "СМ–Клиники" в Петербурге Сергей Пониделко.
При этом пациенты в условиях третьей волны не рискуют доверять своё здоровье небольшим медучреждениям, у которых ещё нет репутации. "Растут показатели крупных игроков, которые давно на рынке. Люди обращаются только к тем, кто уже показал стабильные результаты. Поэтому большие сети начинают всё больше расширяться", — говорит Александр Солонин.
Некоторые занимаются созданием многопрофильных клиник. Например, "СМ–Клиника" инвестирует в центр хирургии с круглосуточным стационаром на юге города.
Аналитик "Финам" Александр Ковалёв подтверждает, что с точки зрения развития уже существующих компаний есть тренд расширения ассортиментной линейки, а не экспансии в другие регионы. Платёжеспособность снижается — это вынуждает медорганизации концентрировать деятельность в крупных городах.
Цифровой доктор
Тенденцией последних лет, лишь усилившейся в пандемию, называют индивидуализацию оказываемых услуг. Самые перспективные направления — телемедицина и генетические исследования. В "Медси" отмечают необходимость развития онлайн–сервисов. В пандемию рост на телемедицинские консультации составил 300%, кроме того, увеличилось число установок соответствующего приложения.
"Свыше 35 тыс. консультаций было проведено в это время. Основные драйверы увеличения спроса — цифровизация медицины, желание пользователей упростить коммуникацию с врачом и получить максимум услуг в своём телефоне", — поясняет Алла Канунникова. Сейчас процент записи на приём в этой сети через приложение достигает 35–40% от общего объёма.
Вырос также спрос на медицинские услуги на дому — у крупных клиник в 2–3 раза. Лидируют ПЦР–тесты на коронавирус и программы лечения от него.
Лучшее — детям
Помимо "ковидных" тенденций есть и другие. Растут показатели в стоматологии, косметологии и пластической хирургии (в среднем на 70% по сравнению с прошлым годом). Пациенты откладывали решение этих проблем на лучшее время — и оно наступило.
Перспективными эксперты считают и частные роддома, в том числе оценивая перспективы, например, недавно открытой многопрофильной клиники "Сестрорецкая". Инвестиции в проект составили более 2 млрд рублей, 400 млн ушло только на закупку оборудования.
Аналитики говорят, что такой проект с качественным оборудованием и хорошим сервисом может быстро окупиться. "Роды имеют хороший платёжный потенциал. Многие государственные роддома продвигают платные роды. Клиенты реально готовы вкладывать деньги, тенденция только развивается", — замечает Александр Солонин.