Общий объём российской интернет–торговли к концу года может превысить 4 трлн рублей. Быстрее всего растут спорт, микрокредиты и образование.
Максимальный рост онлайн–продаж с начала 2021 года эксперты CloudPayments заметили в таких категориях, как спорт и фитнес, деятельность микрофинансовых организаций (МФО) и онлайн–образование. Спорт вырос на 47%, онлайн–продажи МФО — на 28%, спрос на онлайн–образование увеличился на 25%. На четвёртом и пятом местах находятся магазины электронной техники и продукты питания.
В последних двух категориях также снизился средний чек. Так, на электронику в онлайне россияне теперь тратят 4 561 рубль (–17%), а на продукты питания — 2 507 рублей (–21%).
Так же часто, но без грандиозных рывков популярности, в 2021 году заказывают онлайн готовую еду с доставкой, авиабилеты, косметику и одежду.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев считает, что именно сектора–лидеры показали максимальный рост из–за того, что имели низкую базу. Ведь до последнего времени в интернете продажа спортивных услуг, услуг по проведению мастер–классов и т. д. была недостаточно развита.
"Пандемия заставила многие фитнес–клубы перейти в такой формат. Локдаун и массовый перевод учащихся на дистанционный режим обучения в прошлом году стали триггером роста всей отрасли. Не секрет, что после дистанционки многие родители приняли решение обучать детей в таком режиме и дальше. Тем более что это даёт доступ ко многим дополнительным формам обучения. Также активно развивалось бизнес–образование. Главным фактором для сектора стало понимание, что обучение профессии в наше время — это непрерывный процесс", — добавляет Деев.
При этом пока рано говорить, что рынок интернет–торговли в каких–то категориях достиг пика развития. Рост онлайн–продаж наблюдается во всех сферах бизнеса. Деев отмечает, что в целом по стране рост рынка онлайн–продаж может составить более 30% к уровню прошлого года (по всем секторам и категориям товаров). Таким образом, общий объём продаж может превысить 4 трлн рублей (почти 3,5% российского ВВП).
Управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Марк Шерман считает, что рост во многих категориях будет измеряться двузначными цифрами ещё в течение длительного времени, поскольку большинство людей до сих пор всё равно предпочитает по старинке ходить по магазинам. Эта аудитория может стать значительным драйвером роста. "У продуктового ретейла впереди огромные перспективы. Так же как и у лекарств, особенно когда их можно будет доставлять не только до точки выдачи, но и домой", — говорит он.
Деев считает, что своего потолка достигла такая сфера, как доставка готовых продуктов питания, — просто потому, что у людей становится всё меньше средств на дорогостоящие блюда.
Потребительское поведение в корне изменилось из–за пандемии во всём мире. Артём Деев отмечает, что главные черты этого процесса — переход к сберегательной модели поведения (потребители активно ищут скидки, бонусные программы, пользуются кешбэком), стремление делать запасы (вырос объём мелкооптовых покупок), сокращение не первоочередных потребностей, переход к домашнему потреблению (вместо ресторана — приготовление вкусной еды самостоятельно, вместо похода в кинотеатр — просмотр фильмов на домашнем ПК, вместо фитнес–клуба — занятие с тренером онлайн).
"Это долговременные тенденции, которые не закончатся вместе с пандемией. Социализация сейчас менее востребована обществом, на первый план выходит индивидуальное потребление. В офлайне петербуржцы по–прежнему предпочитают покупать косметику, парфюмерию, цветы и подарки", — подчёркивает эксперт.