Смольный решил установить в Соляном городке памятник блокадной учительнице. Понимая юридическую сомнительность мероприятия, профильные комитеты стараются умыть руки.
В середине сентября в Соляном переулке, возле Музея обороны и блокады Ленинграда, губернатор Александр Беглов открыл закладной камень будущей скульптуры.
"Мы сделаем всё, чтобы в январе, когда будем отмечать 78–ю годовщину полного освобождения Ленинграда от блокады, памятник был открыт", — сказал тогда градоначальник. Перед тем он обнял Надежду Строганову, учительницу, работавшую в Ленинграде в блокаду.
Надежду Васильевну в Смольном назвали инициатором установки скульптуры. 24 сентября ей исполнился 101 год.
В очередь за Блоком
Соляной переулок находится на территории объединённой охранной зоны центра Петербурга. По городскому закону "О размещении произведений монументального искусства…" установка памятника там возможна, только если место для него отдельно упомянуто в специальном перечне, приложенном к этому закону. Площадка для установки монумента в Соляном переулке в нём не зарезервирована.
В последний раз закон корректировался в 2020–м под установку памятника Блоку перед музеем–квартирой поэта на улице Декабристов, 57. Это довольно долгая процедура. Если просто её проигнорировать, выставленную на улице скульптуру после жалобы несознательных граждан могут, чего доброго, эвакуировать как самовольный объект благоустройства.
Именно такой юридический статус, как следовало из ответа Государственной административно–технической инспекции на запрос "ДП", имел закладной камень, установленный по случаю строительства нового здания арбитражного суда рядом со Смольным и оставленный рядом с ним. Но вывозить его не стали, поскольку камень, по мнению чиновников, оказался слишком маленьким, чтобы инспекция могла им заниматься.
Другой вариант
Есть обходные пути, позволяющие ставить монументы по временной схеме, чтобы их не убрали. Так, установленный в 2016 году при вице–губернаторе Игоре Албине (когда закона "О размещении произведений монументального искусства…" ещё не было, а зоны охраны уже были) на улице Рубинштейна памятник писателю Довлатову в документах именовался "памятной композицией".
В аппарате вице–губернатора признавались, что сделали так, чтобы решить задачу с согласованиями. Её действительно решили, в отличие от более приземлённых проблем (при установке сначала сломался автокран, потом сварочный аппарат, а затем пришлось увозить памятник и менять фундамент).
Говорили также, что выбранное для Довлатова место временное, и, если памятник не приживётся, его могут перенести, изучив мнение жителей. Но впоследствии позднесоветского классика "прописали" на улице Рубинштейна, включив в перечень.
Есть, впрочем, и примеры неприжившихся памятников. Так, 14 октября с угла Малой Конюшенной улицы и Шведского переулка была демонтирована скульптура "Городовой". Её установили там в канун 300–летия Петербурга и 200–летия министерства внутренних дел. Теперь по инициативе руководства регионального главка памятник поставят около здания МВД на углу Суворовского проспекта и Кавалергардской улицы. Новое торжественное открытие намечается на 10 ноября — это День сотрудника органов внутренних дел.
Могут потребоваться футляр и часовой
"ДП" обратился в комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) и комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) с обстоятельными запросами о том, как и на каком юридическом основании планируется исполнить обещание губернатора установить памятник, выданы ли этими ведомствами необходимые согласования и т. д. Однако развёрнутых ответов не получил.
"По имеющейся в КГИОП информации, в Соляном переулке предполагается экспонирование одного из предметов Музея обороны и блокады Ленинграда или Музея городской скульптуры", — сообщила изданию пресс–секретарь КГИОП Ксения Черепанова. В КГА выразились не намного яснее, сообщив, что "речь идёт о размещении временного экспоната".
Идея представить памятник как музейный экспонат интересна, но тоже небезупречна. Ведь в соответствии с приказом Минкульта, который конкретизирует требования закона "О музейном фонде РФ и музеях…", музейные предметы должны размещаться "в специально приспособленных помещениях" при температуре 16–25 градусов, а также строго определённой влажности и соблюдении множества других условий, которые вряд ли можно обеспечить в Соляном переулке. Если, конечно, скульптуру не накроют футляром, как могилу Пушкина зимой, а рядом не поставят часового. Есть и политический момент: больше нельзя будет говорить, что наш город не музей и он должен развиваться. Как же — самый что ни на есть музей, раз вы даже экспонаты на улице ставите.
У пушек, без звезды
В Музее городской скульптуры "ДП" рассказали, что все вопросы принятия произведений искусства на музейный учёт он рассматривает, как и остальные музеи РФ, в соответствии с требованиями федерального закона "О музейном фонде". А именно — "вопросы рассматриваются экспертной фондово–закупочной комиссией". То есть теоретически комиссия может взять и не закупить экспонат.
Информацией о памятнике учителю в этом учреждении обладают только той, что почерпнули с сайта городского правительства, добавили в Музее городской скульптуры.
Между тем в Музее обороны и блокады "ДП" сообщили, что уже подготовлен макет–эскиз скульптуры и он выставлен в экспозиции этого музея. Композиция нового памятника состоит из двух фигур — "женского образа" и ученика. "Учительница обнимает мальчика, накрывая его, защищая одновременно от постоянных опасностей блокадных будней", — так описывают памятник в музее. Позади ещё разместится "полуарочное окно со следами взрыва и осколками разбитого стекла".
Автор монумента — Владимир Бродарский, создавший (по эскизам скульптора Паоло Трубецкого) памятник Александру III, что установлен возле бывшего царского дворца в Гатчине. Открытие этого монумента в июне было омрачено досадным недоразумением: вместо восьмиконечной звезды ордена Андрея Первозванного на грудь самодержца прикрепили шестиконечную, что с учётом символизма такого знака и известных политических воззрений царя вносило в его образ новые оттенки. Звезду быстро заменили.
При каких обстоятельствах новый экспонат будет выставлен на улице, в музее не уточнили, но обратили внимание, что у них перед входом уже есть "две зенитные пушки калибра 45 мм, стоявшие на вооружении Военно–морского флота СССР".
Памятник блокадному учителю, как признался Беглов, торопятся открыть к памятной дате. Так же, как в своё время Довлатова на Рубинштейна. Можно надеяться, что в этот раз фундамент сделать успеют и скульптуру не придётся возвращать на доработку. Хотя разве может быть у временного экспоната надёжный фундамент?