Технология искусственного интеллекта может избавить преподавателей от рутины. EdTech-компании утверждают, что их проекты помогают школьникам улучшить успеваемость, а корпорациям — увеличить выручку.
Один из главных недостатков классического образования — стандартизированные учебные планы. В них не учитывают особенности мышления и восприятия информации разными людьми. Из-за этого в школах и университетах часть обучающихся вынуждена ходить к репетиторам или подтягивать знания самостоятельно.
Образовательные программы обсуждаются и утверждаются на законодательном уровне, затем их спускают преподавателям и ждут, что максимальное число учеников усвоит строгий перечень знаний и успешно сдаст итоговые экзамены. Новейшие технологичные решения помогают преодолеть проблему стандартизации классического образования. С помощью искусственного интеллекта, нейросетей и анализа больших данных появляется возможность подстраивать учебную программу под конкретного человека и задачу.
"Сегодня, чтобы подготовить школьника к будущей жизни максимально эффективно, важно персонализировать обучение под его запросы и индивидуальные особенности. В этом ключевую роль играет искусственный интеллект, который на основе big data позволяет преподавателям и родителям отслеживать прогресс учащихся и выявлять общие тенденции. Также педагоги используют эти данные для составления индивидуальных траекторий обучения и прогнозирования результатов", — комментирует директор "ЯКласс" в России Екатерина Рыжова.
Впрочем, речь далеко не только про школу. EdTech предоставляет курсы для различных задач: подтянуть школьные знания, освоить новую профессию, помочь компании организовать корпоративное обучение и другие.
Компания Dailo занимается обучением взрослых коммуникациям с помощью ботов и искусственного интеллекта. Ученик скачивает приложение, во время прохождения уроков общается с ботом и сразу же получает обратную связь.
"Программа не стандартизирована и не делает из человека робота — мы обучаем наши алгоритмы новым формулировкам и стилю общения. То есть программа не загоняет в рамки, а ведёт по определённой схеме", — рассказывает основательница проекта Наташа Флокси.
По её словам, общение с ботом эффективнее, чем с человеком. Люди могут делать выводы, исходя из своих эмоций, или что–то умалчивать. Бот же всегда объективен. Приложение облегчает сам процесс обучения и его контроль и, кроме того, позволяет в простой форме отслеживать прогресс учеников.
Таким продуктом удобно пользоваться для корпоративного обучения коммуникациям. Сооснователь Dailo Андрей Бадмаев отмечает, что после прохождения их курсов продажи у клиентов растут в среднем на 10–15%. При этом у компании нет прямых конкурентов на российском рынке, хотя, по словам основателей Dailo, на их продукт имеется хороший спрос среди крупных компаний.
Многие EdTech–компании не создают специальные приложения с ботами, а используют классический подход с преподавателями и менторами. Но при этом переходят на обучение в онлайн–формате, формируют собственные платформы, используют анализ больших данных для улучшения программ. Так они тоже формируют индивидуальный учебный план и подстраиваются под учеников. По такой модели работают "Нетология", "Яндекс" или Skillbox.
"Современному человеку уже не всегда достаточно просто пройти предложенный курс. Ему нужно, чтобы образовательная платформа подходила к его запросу индивидуально", — рассказывает руководитель направления MBA в "Нетологии" Юлия Княжанская. По её мнению, современное образование должно строиться на основе проб_лемного подхода, когда на старте со студентами разговаривают о том, с какой проблемой они пришли на курс.
Доктор педагогических наук Ольга Фиофанова в своём исследовании "Анализ больших данных в сфере образования: методология и технологии" пишет, что в развитых странах концепция образования, основанного на данных, является базой для цифровой трансформации всей сферы и перехода к моделям персонализированного обучения. По её словам, анализ данных в образовании позволит не только подбирать наиболее эффективные методики, но и поможет наладить связь между преподавателем и учеником. Они будут лучше понимать друг друга, и такая среда будет способствовать повышению успеваемости.
В Петербурге существует одна из крупнейших российских EdTech–компаний "Дневник.ру". Она разрабатывает единую электронную образовательную среду для учителей, учеников, родителей и государственных органов. Учителя могут быстро проставлять оценки, ученики легко находить задания, а родители следить за успеваемостью детей. На платформе зарегистрировано большинство школ страны, 800 тыс. преподавателей и 7 млн учащихся.
На государственном уровне до использования искусственного интеллекта дело пока не дошло и всё ограничивается развитием обычных интернет–ресурсов. В столице с 2016 года работает сервис "Московская электронная школа". В Петербурге "Городской портал дистанционного обучения" под патронатом комитета по образованию появился только в ноябре 2020 года. Там представлены курсы из нескольких источников: "Российская электронная школа", "ЯКласс", "Учи.ру" и Skyeng. Ребёнок может проходить уроки и там же общаться с преподавателем.
Ограничения, мешающие полноценному внедрению новых технологий в процесс обучения, вполне очевидны. Во–первых, сама система очень инертна: все программы нужно утверждать "наверху", а учителя не всегда готовы следовать цифровым трендам. Во–вторых, существуют технические ограничения. Для улучшения системы необходимо разработать новые сервисы по сбору и обработке данных. Но некоторые материалы (например, эссе или другие творческие работы) во время обучения искусственного интеллекта всё равно будут проверять живые преподаватели.
Для решения проблемы с неготовностью людей освоить высокотехнологичные инструменты разработчики предлагают сделать искусственный интеллект настоящим ассистентом, оставив преподавателю только творческую часть процесса обучения.
С 2019 года в России реализуют проект "Цифровая образовательная среда". С его помощью планируют оснастить школы необходимым оборудованием, разработать и внедрить новые сервисы и программы. В рамках этого же проекта в школах может появиться и искусственный интеллект, но только после того, как для этого появится необходимая нормативно–правовая база.
Директор "ЯКласс" в России Екатерина Рыжова считает, что тренд на технологичность в образовании станет повсеместным достаточно скоро.
"Например, к концу 2021 года правительство РФ поручило повысить квалификацию более 15 тыс. педагогов по искусственному интеллекту. И, что важно отметить, на сегодняшний день 86% педагогов говорят, что технологии должны быть основной частью образования. Следовательно, процесс внедрения технологий будет происходить активно и с малым количеством препятствий", — рассказывает Рыжова.