Иван Тюшкевич оспорил сделку дарения Александром Евневичем дочери 20%-ного пакета "Орими трэйд".
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти принял к производству заявление Ивана Тюшкевича (№ 295 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2020), владельца 7,2% долей ООО "Орими Трэйд". Как следует из карточки дела, он оспаривает сделку. В материалах не указано, какую именно. Ответчики — Александр Евневич (на фото, № 51 в рейтинге) и его дочь Мария Евневич.
Ранее бизнесмен предъявлял Александру и Марии Евневич иск, который не был принят судом: представитель заявителя не подписал поданное заявление, как того требует закон. Из материалов этого дела следует, что Иван Тюшкевич просил признать недействительным договор дарения части доли в уставном капитале ООО "Орими Трэйд" от 16 сентября 2020 года.
"С большой вероятностью новый иск Ивана Тюшкевича имеет тот же предмет, а именно — признание договора дарения недействительным", — полагает Инна Иваникова, руководитель направления "корпоративные споры" юркомпании "Лемчик, Крупский и партнёры".
"Орими Трэйд" — крупный российский производитель чая и натурального кофе, компания зарегистрирована в Ленинградской области.
Читайте также:
Бизнес
"Орими" сменила управленца
По данным открытых источников, в июле 2020 года Мария Евневич получила от отца 0,3% долей в "Орими Трэйд", в сентябре он подарил ей ещё 20%.
На сегодняшний день, по данным сервиса "Контур.Фокус", 44,8% принадлежат Сергею Касьяненко (№ 104 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2020), 25,5% — Александру Евневичу, 20,3% — Марии Евневич, 7,2% — Ивану Тюшкевичу, 1,9% — ООО "УК “Маркпрод”", 0,3% — Александру Касьяненко (сыну Сергея Касьяненко).
ООО "Орими Трэйд", по данным сервиса "Контур.Фокус", является учредителем ряда компаний, совокупная выручка которых в 2020 году составила около 45,7 млрд рублей. Это данные без учёта банка "Объединённый капитал", соучредителем которого совместно с ретейлером "Максидом" является "Орими Трэйд".
По итогам 2020 года "Орими Трэйд" получило 37,6 млрд рублей выручки и показало чистую прибыль 11 млрд. Из аудированной отчётности общества следует, что за минувший год ООО увеличило вложения в уставные капиталы и доли участия в других компаниях в 2 раза, до 15,6 млрд рублей.
Помимо доли в "Орими Трэйд" Тюшкевич владеет равноценными пакетами в других компаниях группы. Оспариваемая доля 20% уставного капитала по номиналу — это 20 тыс. рублей, но с учётом сумм, выплачиваемых учредителям ежегодно в качестве дивидендов (6,7 млрд за 2018–й, 5,5 млрд за 2019–й и 13,6 млрд за 2020–й), стоимость пакета в ООО может достигать 1,1–2,7 млрд рублей.
"ДП" направил запрос Марии Евневич, но на момент подготовки материала она не пояснила, предпринимались ли попытки мирного урегулирования конфликта. Связаться с Иваном Тюшкевичем не удалось.
По общему правилу продажа (или иное отчуждение) участником ООО своего пакета долей другому участнику допускается без ограничений.
"Однако уставом ООО могут быть предусмотрены исключения — например, получение согласия на продажу доли в пользу другого участника и/ или на иное отчуждение, в том числе дарение доли", — поясняет старший юрист BGP Litigation Елена Рыбальченко. Если же такого условия в уставе "Орими Трэйд" нет, то оспорить договор дарения можно только по иным общим основаниям недействительности сделок, что проблематично на практике, добавляет Инна Иваникова.
Елена Рыбальченко предполагает, что, вероятнее всего, устав "Орими Трэйд" предусматривает получение согласия остальных участников на дарение доли участников друг другу, и, видимо, такое согласие могло быть не получено должным образом. При этом сделка по отчуждению долей, будь то продажа или дарение, требует нотариального удостоверения.
По мнению Елены Рыбальченко, возможен сценарий, при котором уставом ООО ограничен максимальный размер доли участника или ограничена возможность изменения соотношения долей участников ООО. "Если в результате дарения доли одним участником в пользу другого указанные требования устава нарушаются, это является основанием для оспаривания дарения", — отмечает она.
Передача активов не редкость в бизнесе. "С учётом больших размеров долей Александра Евневича и Сергея Касьяненко передачи руководством корпорации произведено не будет: доля остальных участников слишком мала (в совокупности 9,7%), а одаряемые наследники обычно голосуют так же, как и их дарители. Можно заключить, что деятельность компании всецело зависит от Сергея Касьяненко и Александра Евневича, как и было до передачи доли детям", — считает Инна Иваникова.