Воспользоваться программой льготного кредитования для организаторов концертов смогут только крупные игроки рынка.
Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса запустил программу льготных кредитов для поддержания и возобновления концертной и зрелищно–развлекательной деятельности.
Займы в размере от 50 тыс. до 5 млн рублей будут предоставляться на срок от 6 до 36 месяцев. При сроке до 12 месяцев ставка составит 1% годовых. От 13 до 36 месяцев размер ставки будет 2%, на срок 25–36 месяцев — 3%.
Исполнительный директор фонда Александра Питкянен рассказала "ДП", что заказчиком разработки программы был комитет по промышленной политике, инновациям и торговле.
"У нас уже были подобные программы для туристической деятельности, сферы общественного питания, торговых центров. Все они очень востребованы, у нас были буквально очереди из предпринимателей. Думаю, в случае концертной деятельности предприниматели тоже заинтересованы в льготном кредите, потому что есть ограничения. Если будут введены нерабочие дни, убытки только увеличатся. С помощью кредита предприниматели как минимум смогут сохранить заработные платы сотрудникам".
Создатели программы предполагают, что этими возможностями воспользуются небольшие компании, которые зачастую не могут рассчитывать на внимание коммерческих банков, которым невыгодно работать с кредитами меньше 5 млн рублей. Но на практике всё может обернуться иначе.
Александр Корчагин, генеральный директор Stage Pro, считает, что кредиты в той или иной степени нужны практически всем в индустрии. Но участники рынка сейчас очень избирательно относятся к предоставляемым государством деньгам по ряду причин:
"В случае с кредитами, которые направлены на сохранение штатной численности, у многих был негативный опыт. Например, у организатора штат 300 человек, и ему нужно сохранить численность коллектива в течение полугода–года. Зарплаты у штата можем округлить до 100 тыс. рублей. Вы берёте у государства ту расчётную стоимость, которую оно вам предлагает, и сразу же понимаете, что рынок рухнул и вы абсолютно точно теряете какое–то количество людей. Это приводит к тому, что вы нарушаете условия договора (сохранить работников), поэтому вам приходится вернуть деньги или даже заплатить штраф. Те, кто был поумнее, заранее всё это подсчитали и отказались брать кредит".
Корчагин считает, что в профессиональном сообществе сложилось мнение, что играть в финансовые игры с государством довольно сложно. Локдаун и дальнейшее падение рынка лишь увеличили недоверие бизнеса.
"При этом я думаю, что взять кредит согласятся многие, потому что у ряда компаний деятельность совсем встала. Так они хотя бы минимально смогут своим людям что–то заплатить. А вот те, у кого бизнес из–за пандемии масштабировался в меньшую сторону, остерегутся по вышеназванным причинам", — говорит он.
Глава агентства по организации андеграундных концертов в Петербурге "H" is for Concert Agency Екатерина Киттель считает, что кредит заинтересует, скорее всего, тех, кто покрупнее. А вот организаторы камерных, небольших концертов брать заём не станут. "Просто более крупные организаторы действительно могут заработать на мероприятии. Такие, как мы, которые создают концерты, интересные малому кругу людей, вряд ли смогут отбить эти деньги. Иногда на наши мероприятия могут прийти только 10 человек, например. И, кстати, таких маленьких агентств в Петербурге подавляющее большинство. Даже если с помощью кредита небольшое агентство решит создать более качественное и крупное мероприятие, то, скорее всего, по итогу оно выйднт максимум в ноль. Так что мелкая концертная отрасль вряд ли этим воспользуется".