Как бизнесу грамотно справляться с трудностями, которые возникают при приёме на работу детей-сирот.
Когда я начала работать с Валерией, прошёл уже год, как она сидела дома после окончания обучения в колледже. Первые полгода после получения диплома по профессии "повар, кондитер" Валерия числилась на учёте в службе занятости, получая "большое пособие по безработице", вторые полгода — жила на деньги, которые успела отложить ранее. Но они закончились. За полгода у Валерии накопилась задолженность по коммунальным услугам (50 тыс. рублей), из управляющей компании, "Водоканала", тепловых сетей приходили извещения о подаче судебных исков.
Совместно с Валерией мы составили план действий по выходу её из трудной жизненной ситуации. Одним из пунктов плана было заключение социального контракта с центром социальной защиты населения.
Суть социального контракта заключается в том, что малоимущему гражданину центром социальной защиты населения оказывается материальная помощь, а гражданин обязуется трудоустроиться по окончании срока контракта. Если же он не трудоустроится, то будет обязан вернуть все выплаченные деньги.
Валерия согласилась на условия контракта, ей была назначена ежемесячная материальная помощь — 8 тыс. рублей. В течение 6 месяцев Валерия ежемесячно должна была документально отчитываться о том, на что она потратила выплату. Всю материальную помощь девушка тратила на коммунальные платежи. Валерия занялась поиском работы: по условиям социального контракта она встала на учёт в службу занятости, мы вместе сделали ей резюме и разнесли его по организациям. Прошло несколько месяцев — Валерия не работала.
Разговоры с Валерией о проявлении ею активности при поиске работы не дали результатов, она грубо разговаривала: "Что вам от меня надо? Ещё полно времени на поиск работы!", реже отвечала на звонки, избегала встреч. За месяц до окончания социального контракта Валерия позвонила мне и попросила о помощи в трудоустройстве. Мы снова сделали обход по организациям, но безрезультатно.
Я начала искать работу для Валерии через личные контакты, и мне на помощь пришла бывшая коллега — через несколько дней после разговора с ней она перезвонила и сказала подойти в отдел кадров городской больницы. Я вместе с Валерией пошла на собеседование к начальнику отдела кадров, объяснила ей ситуацию.
Итогом собеседования стало трудоустройство Валерии. Уже больше года Валерия успешно работает на больничной кухне, погасила полностью всю задолженность по коммунальным платежам. У девушки появилась финансовая подушка безопасности, и она смогла осуществить свою мечту — пошла на курсы вождения.
Выводы по кейсу: социальный контракт подходит только выпускникам, имеющим высокую мотивацию к трудоустройству. Клиент должен полностью понимать свою ответственность за невыполнение условий социального контракта, иначе его трудная жизненная ситуация может ещё больше усугубиться.