Применение онлайн-формата на школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников полностью себя оправдало. Цифровые технологии позволили упростить организацию конкурса и сделали его доступней для всех участников. Об этом заявил депутат Госдумы, член комитета по информационной политике Антон Немкин.
"Во-первых, удалось вовлечь в этот процесс детей из школ, которые ранее не участвовали в этом этапе. Во-вторых, в разы снизилась нагрузка на учителей при проверке работ. Наконец, за счёт централизации к разработке заданий удалось привлечь лучших экспертов. Отдельное спасибо здесь надо сказать центру «Сириус», который предложил свои наработки, свою платформу. Благодаря ему у нас сегодня есть необходимая рабочая инфраструктура для проведения школьных олимпиад онлайн по всей стране", — отметил парламентарий.
Эксперты также позитивно оценивают полученный опыт. По мнению научного руководителя Центра педагогического мастерства Москвы Ивана Ященко, онлайн-формат обеспечивает свободный и равный доступ школьников к участию в олимпиаде.
"Если раньше школьники могли участвовать в олимпиаде преимущественно обучаясь или в специализированных школах, или в обычных, но по предмету, который рекомендовал им учитель, то теперь выбор становится действительно свободным. Ребёнок может попробовать себя в разных предметах без каких-либо ограничений", — говорит Ященко.
Опасения о возможном выхолащивании содержания олимпиад в онлайн-формате оказались абсолютно беспочвенны, уверен эксперт. Практика показала, что качество участников и их работ от перехода на электронную форму не изменилось. "Массовые олимпиады в цифровой форме — это реальная мера, которая приносит пользу огромному количеству детей, помогает России растить таланты и облегчает работу учителя", — добавил он.
Цифровые технологии с каждым годом будут всё глубже проникать в российское образование, убеждены в Госдуме. Этот процесс в том числе позволит активно развивать олимпиады, создавать принципиально новые задания с использованием мультимедийных и онлайн-технологий, полагает Немкин.
Депутат также категорически опроверг слухи о закреплении дистанционной формы образования как основной.
"Разговоры о том, что очное образование могут на постоянной основе заменить на дистанционную форму, — это полная чушь. Никто и никогда этого делать не собирался и не собирается. Мы понимаем — и много раз об этом говорили, подчёркивали, — что никакое дистанционное обучение никогда не заменит прямого общения с учителем, со сверстниками, работу в классе. Важно только определить, как использовать цифровые технологии в отечественном образовании так, чтобы они помогали. Делали лучше — да, современнее — да, удобнее — да. Но их роль — вспомогательная, не более. Так всегда было и так будет", — подчеркнул Антон Немкин.
Бурную реакцию в прошлом году вызвал законопроект о распределении полномочий между Минобразования и Минпросвещения при использовании дистанционного образования, поскольку эта тема для общества социально чувствительная. "Но это чисто техническая вещь, она вообще не касается учащихся, это вопрос чиновничий, кто за что отвечает, только и всего. К изменению процесса образования, и уж тем более к переходу с очного на онлайн-форму обучения, он отношения не имеет", — пояснил парламентарий.
По его словам, инициативы в сфере цифровизации требуют большего разъяснения и обсуждения с людьми, чтобы низкая информированность не приводила к недоверию и не тормозила прогресс.