Петербург и вся страна уходят на санитарные выходные. Локдаун призван погасить четвёртую волну и ускорить темпы вакцинации. Как избежать "перегибов на местах" и что делать бизнесу в Дни нерабочего единства, рассказали опрошенные "ДП" юристы и экономисты.
В Петербурге с 30 октября стартовал локдаун. До 7 ноября в городе запрещены массовые мероприятия, приостановлена работа общепита, сферы услуг и учреждений культуры. С 8 ноября в городе вводится комендантский час для бизнеса и возвращается самоизоляция.
Петербург ужесточил ограничения вслед за Москвой, остановив тем самым массовое паломничество в Северную столицу на длинных выходных. Впрочем, в обширном перечне запретов для горожан и бизнеса сохранились многочисленные лазейки. В Смольном сочли, без объяснения причин, что петербуржцам необходимо (помимо аптек и магазинов): выпить, сделать причёску, купить цветы и книги, а также с QR-кодом наперевес посетить музеи и театры.
Список ограничений и послаблений причудлив, но рефреном между строк "ковидных" постановлений читается одно: санкции для нарушителей неминуемы. Безответственным горожанам грозят штрафами за отсутствие масок и даже уголовными делами за попытку попасть в пансионат или на работу в общепит по фальшивому QR-коду.
Бизнесу, которому власти делегировали всю полноту ответственности, приходится сложней. Усидеть нужно на двух стульях: не потерять клиента и лицензию. Отдельные отрасли уже начали подсчитывать убытки от последних длинных выходных в этом году. Рассчитывать на компенсацию от Смольного не приходится: документ о мерах поддержки подготовить к локдауну не успели.
Два аргумента, между тем, остаются неоспоримыми для любого скептика: встречать Новый год в режиме ЧС национального масштаба не хочет никто и к третьему локдауну все, пускай в разной степени, но обжились в "ковидных" реалиях. Об угрозе первого аргумента говорят ежедневные обновления антирекордов в ковидной статистике, которые приближают систему здравоохранения к неминуемому коллапсу. Второй аргумент подсказывает: правила не так уж и трудно соблюдать.
Жаркая погода в Санкт-Петербурге.
Гражданин, маску
Максимальные санкции по "ковидным" нарушениям на данный момент предусмотрены Уголовным кодексом (УК), напоминает Дарья Титкова, руководитель практики разрешения споров и юридического сопровождения "ССП-Консалт".
За нарушение санитарных правил гражданам может грозить штраф до 2 млн рублей и даже лишение свободы до 7 лет. Санкции также предусмотрены кодексом об административных нарушениях. Граждане-нарушители могут получить штраф до 50 тыс. рублей, перечисляет юрист.
Наталия Аксёнова, адвокат, партнёр АБ "Юридическая контора Гессена" соглашается, что санкции за нарушение ч. 2 статьи 6.3. КоАП РФ весьма внушительные: штрафы для граждан в размере от 15 тыс. до 40 тыс. рублей. "На практике суды чаще всего назначают штраф в размере 15 тысяч рублей", — отмечает Аксёнова.
При этом гражданам хорошо бы помнить об административной ответственности, а именно об универсальной статье 19.3. КоАП РФ ("Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции...), где ответственность — вплоть до административного ареста на срок до 15 суток, говорит она.
"Ситуация эта легко представима: проверка требования соблюдать противоэпидемический режим (надеть маску, предъявить QR-код и т.п.) — отказ подчиниться — составление протокола об административном правонарушении - судебное разбирательство по назначению наказания", — описывает практику Аксёнова.
Софья Волкова, юрист адвокатского бюро Asterisk, отмечает, что система QR-кодов не совершенна и "страдать приходится гражданам". "Чтобы избежать проблем с загрузкой кода лучше заранее распечатать его и иметь при себе бумажную версию. Для подтверждения QR-кодов лучше иметь при себе любой документ, удостоверяющий личность или хотя бы его фотографию, которые лучше заранее сохранить у себя в телефоне", — советует юрист.
Пускать или не пускать посетителя, у которого не оказалось с собой паспорта или иного документа, будет решать сама организация под свою ответственность. Конечно, рисковать никто не хочет. Штраф за отсутствие кода для физических лиц достаточно неприятный по ст. 20.6.1 КоАП — до 30 тыс. рублей; штраф по статье 8-6-1 городского КоАП — 4 тыс. рублей, напоминает представитель Asterisk.
Адвокат Аксёнова считает, что никаких серых зон в обозначенных предписаниях нет. "Что до технических ошибок (не открылся QR-код), то, поскольку ситуации эти не носят массового характера, постольку и правового регулирования не требуют — исправляются на месте при некоторой доброжелательности сторон по отношению друг к другу", — говорит юрист.
Защитить себя в ситуации составления протокола об административном правонарушении можно предоставлением своих замечаний и объяснений по его содержанию, которые прилагаются к протоколу, говорит Аксёнова. "Самостоятельное обжалование в суде протокола об административном правонарушении законодательством не предусмотрено. Обжаловать можно постановление о привлечении к административной ответственности. Порядок такого обжалования зависит от органа, принявшего решение о привлечении вас к административной ответственности", — поясняет она.
Дарья Титкова также уточняет, что обжаловать штрафы можно в судебном и административном порядке. Судебная защита, по её мнению, является более эффективной, так как суды проводят более тщательную проверку обстоятельств нарушения и чаще отменяют санкции. В большинстве случаев суды отменяют штрафы в связи с нарушением порядка привлечения к ответственности и истечением срока давности. Однако в данном случае также нужно исходить из размера штрафа, "иногда дешевле заплатить, чем тратить деньги на юристов", говорит она.
"Лучшей защитой от непредвиденных штрафов всё же остается тщательное соблюдение всех предусмотренных санитарных норм. Если не хотите проблем, то лучше перестраховаться и стараться не нарушать санитарные правила", — резюмирует адвокат.
Сложный выбор для бизнеса
В соответствии с нашей извечной российской традицией бизнесом будут приняты все меры, чтобы обойти запреты, констатирует Ирина Бойко, профессор кафедры таможенного администрирования СЗИУ РАНХиГС, доктор экономических наук.
"К тому же речь идёт не только о потере доходов, но и о выполнении обязательств. Поэтому для отдельных отраслей такие существенные затраты заставят искать обходные пути. Я не думаю, что угроза штрафами является действенным инструментом", — считает экономист.
Дарья Титкова, юрист "ССП-Консалт", отмечает, между тем, что для бизнеса плата за нарушения может быть существенно больше ожидаемой прибыли. "Если ориентироваться на практику предыдущих локдаунов, то стоит помнить: власти Петербурга достаточно жестко пресекали нарушения и не давали поблажек", — говорит Титкова.
К осени 2021-го мы имеет более действенные механизмы выявления и наказания для нарушителей, особенно в Москве и Петербурге, более слаженно работающая система мониторинга и профилактики, соглашается Олеся Десятниченко, доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС, кандидат экономических наук "Так что массово игнорировать — это вряд ли. Здесь скорее будет продолжаться адаптация, подстройка под требования", — считает экономист.
Десятниченко обращает внимание, что за 2020 – 2021 гг. стремительно эволюционировал e-comm и удалённые форматы взаимодействия. Это позволяет бизнесу в значительной степени компенсировать провалы спроса в офлайне, которые наблюдались весной 2020 года.
Штрафов и санкций боится лишь относительно устойчивый бизнес, это, прежде всего, крупные компании и основная часть среднего бизнеса. Поэтому серьёзных нарушений с их стороны ожидать не следует, предположила доцент.
В зоне основного риска — мелкий бизнес, уверена Десятниченко. Услуги и товары "малых" предприятий хуже "вписываются" в модель e-commerce. Для такого бизнеса ежедневный выбор — сложная дилемма. Или закрываться ввиду утраты возможностей сбыта или ввиду решения госорганов по фактам выявленных нарушений в деятельности, поясняет экономист.
"Но субъектов такого бизнеса много, и проверять его объективно сложнее. Это понимает и государство, и сам бизнес. Масштаб негативных последствий от каждого единого нарушения не велик, но проблема в потенциальном числе таких нарушений. Поэтому, если говорить именно о "попытках игнорировать", то в мелком сегменте такое может случаться чаще, чем в среднем или крупном", — резюмирует доцент СЗИУ РАНХиГС.
Для предпринимателей, нарушающих санитарные правила, предусмотрен административный штраф до 300 тыс. рублей. УК предусматривает штрафы до 2 млн рублей и лишение свободы для виновных в нарушениях лиц до 7 лет, перечисляет представитель "ССП-Консалт".
Максимальный штраф по КоАП составляет 1 млн рублей. При повторном нарушении санитарных правил, деятельность бизнеса также может быть приостановлена на срок до 90 суток.
Указы и распоряжения президента (постановление о нерабочих днях), согласно статье 90 Конституции РФ, обязательны для исполнения на всей территории РФ, напоминает, в свою очередь, Наталия Аксёнова.
Помимо уголовной ответственности необходимо помнить об административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических норм, а также норм трудового законодательства, подчёркивает юрист. Информация о незаконных действиях организации-работодателя может дойти и до инспекции по труду, которая инициирует проверку и выдаст нарушителю предписание.
"Кроме того, оказывая услуги всем без исключения, игнорируя здравые, в общем, предписания, предприниматели подвергают риску самых добросовестных своих клиентов. Справедливо ли это? Думается, нет", — добавляет представитель "Юридической конторы Гессена".
Кнуты и пряники
Правовую неопределённость, провал кампании по вакцинации, "безмасочников" и злостных бизнесменов-нарушителей, в большинстве случаев можно объяснить одним ключевым фактором — девальвацией доверия к институтам власти, считают опрошенные "ДП" эксперты. Если правила нарушает тот, кто их придумывает, то зачем их исполнят всем остальным, следует из практики последнего "ковидного" года.
В Петербурге проходят многотысячные имиджевые спортивные чемпионаты, но запрещены под предлогом вирусной угрозы малочисленные градозащитные, гражданские и благотворительные акции. Ограничения вводят для одних отраслей, но игнорируют другие. Разрешают одни концерты, но запрещают иные. Первые лица отказываются от использования масок, в то время как для рядовых горожан отсутствие СИЗ карается штрафом.
"Мы бизнесу обещаем одни правила игры, фактически применяем другие правила игры. Договорённости не соблюдаются", — констатировал на Круглом столе в "ДП" Михаил Герман, партнёр и руководитель практики трудового права GRATA International.
Более того, бизнес вынужден в этой ситуации брать на себя функции проверяющих не только в отношении своих клиентов, но и выступать контролёрами для власти. Как отметил Александр Абросимов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге, в итоге для проверки личности действующая служба того или иного предприятия должна всё-таки пригласить сотрудника полиции.
"Коллеги из других регионов, в частности, из Крыма, где нерабочие дни начались с 28 октября, уже сообщают: проверяющих без QR-кодов не допустили в заведения общепита для проведения проверок. И персонал этих кафе прав: правила едины для всех, проверяющие — тоже посетители", — рассказал бизнес-омбудсмен.
Государство, вводя различного рода ограничительные меры, должно обеспечивать их исполнение, подчёркивает адвокат Наталия Аксёнова.
"С другой стороны, зачастую предпринимаемые меры непоследовательны, что вызывает недоверие и нежелание их исполнять со стороны граждан и бизнеса. Вспомним, например, как в начале пандемии граждан отлавливали в парках, а затем проводились крупные спортивные мероприятия", — напоминает юрист.
При этом Аксёнова отмечает, что угроза "кнута" так и не начала воплощаться. "В большинстве своём горожане противоэпидемиологические требования показательно игнорируют. Это привело к катастрофическим последствиям в сфере здравоохранения и, как следствие, не могло не ударить по экономике", — подчёркивает она.
Софья Волкова, юрист адвокатского бюро Asterisk считает, что периодические локдауны не дают ожидаемого результата и не снижают рост заболеваемости. По её мнению, вместо тотального локдауна стоило расширить привилегии для обладателей QR-кодов.
"Такой подход тоже не является "пряником" и достаточно жёсткая мера, но периодические локдауны точно не оправдали себя. При этом сложно представить, что в ближайшее время Россия пойдёт по нестандартному пути Сингапура, который, по сути, отказался от борьбы с коронавирусом", — добавляет юрист.
Однако какой бы сценарий борьбы с пандемией не выбрали в Кремле, путь Сингапура, "китайскую" или "шведскую" модель, очевидно, что бессмысленно требовать выполнения обязательств от государства, если не соблюдать предложенные им правила, уверены эксперты.
Локдаун с открытой датой
Как показывали многочисленные опросы и исследования социологов, уже в конце лета около половины опрашиваемых оценивали вероятность нового локдауна как вполне существенную и медленные темпы вакцинации подтверждали эти опасения, говорит экономист Олеся Десятниченко.
"Поэтому и никаких острых, "нервных" реакций здесь уже не наблюдается. Существенное влияние на финансовый рынок оказывают общемировые тенденции. Энергетический кризис и рост спроса на сырьё, бурный рост телекоммуникаций, рост финансового сектора — всё это впрямую отражается показателях фондового рынка", — подчёркивает доцент.
Однако нельзя сказать, что третий локдаун пройдёт для экономики незамеченным. Екатерина Федюкович, преподаватель университета "Синергия", кандидат экономических наук, заявляет, что в период ограничений рушатся цепочки поставок, договора не выполняются в срок, сотрудникам необходимо выплачивать зарплату, а за всё вынуждены платить организации, перешедшие в режим нерабочих дней.
"Но более тревожным знаком являются не факт введения QR-кодов и не нерабочие дни, а неопределённость, которая за ними следует. Отсутствие чёткого понимания дальнейших действий властей и вариантов их действий в ответ на данные по заболеваемости/смертности, уровня вакцинации порождает фрустрацию, как в экономике, так и среди граждан", — обращает внимание экономист.
Для бизнеса принципиальную роль играет фактор неопределённости, соглашается Ирина Бойко, доктор экономических наук в СЗИУ РАНХиГС: "Локдаун без даты закрытия не позволяет бизнесу принять конкретные решения, определить стратегические цели, продумать тактику их достижения. Именно эта неопределённость, а не сам локдаун наносят удар по бизнесу".
Пока у предпринимателей нет понимания того, насколько долго продлятся ограничения, нет его и у госорганов. "Всё зависит от текущей динамики заболеваемости и смертности, успехов в популяризации вакцинации. Но в целом, повторюсь, прошедший год прошёл в этом смысле не напрасно. Все отрасли, так или иначе, уже отрефлексировали историю с локдаунами и продолжают это делать. В целом бизнес, рассчитывая на лучшее, как всегда вынужден готовиться к худшему", — резюмирует Олеся Десятниченко.